Начало
здесь. Плавно переходим ко второй части нашей экскурсии по развалинам УАМЗа. Здесь будет наглядная агитация "тех времён". И типография.
Кстати, я вспомнил, что мне всё это напоминает. А напоминает вот что
http://zavodfoto.livejournal.com/846463.html Если пройдёте по ссылке, то увидите подобную же картинку из цехов московского ЗИЛа. Правда московскому ЗИЛу повезло чуть больше. Он наполовину жив. Ну, или жив частично. Или же совсем чуть-чуть. Но жив. В отличие от своего некогда самого лучшего филиала.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках В конце огромного цеха находим остатки наглядной агитации. Наверное, здесь был информационно-агитационный уголок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках МСЦ-1 (механосборочный цех)- кузница кадров. И фото работников, которые прошли закалку в этой кузнице.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахМожет быть, кому-нибудь из земляков-новоуральцев что-то скажут эти имена ( я читаю подписи под фотографиями).
Чашкин Виталий Афанасьевич.
Тетюхин Геннадий Николаевич.
Нездоровских Владимир Михайлович.
Назаров Владимир Артемьевич.
Сажин Леонид Васильевич.
Все они пришли работать в этот цех в начале семидесятых и проработали на заводе многие годы. Мои родители пришли работать в этот же цех (других на заводе просто ещё не было) в те же годы. Некоторые фотографии попорчены временем, некоторые сорваны.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А я вспомнил отца. Художественная мастерская, где делали подобную наглядную агитацию была последним его местом работы на заводе. Когда я приходил к нему на завод, он мне показывал плакаты, которые рисовала бригада художников, в которой он работал. Мне они тогда очень нравились. Это было ярко, гармонично, доходчиво. Без плакатов завод был немыслим.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здесь же мы видим афиши обоих городских кинотеатров "Родины" и "Нейвы". Подобные печатные афиши были на каждом предприятии, в каждом учреждении города Свердловска-44. Их печатали в типографии УАМЗа.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Последние афиши за август 89-го. Видимо именно после этой даты жизнь здесь на заводе "дала трещину". "Болезнь любви", "Кондор", "За кем замужем певица?" О каждом из фильмов написана пара слов, слегка раскрывающих его содержание. Многие ли из нас помнят, о чём были эти фильмы?
Посмотреть на Яндекс.Фотках Кроме рисованных плакатов были и печатные. И ещё стенд профессионального обучения на производстве. Заголовок написан широким плакатным пером. Отец научил меня пользоваться этим забытым ныне инструментом. И я писал им, хоть не так красиво, но довольно уверенно.
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Береги, экономь, считай". Аля, прочитав этот плакат, сказала:
-А почему тут написано "Серёга, экономь, считай"? Он что, написан персонально для какого-то Серёги?
Посмотреть на Яндекс.Фотках История завода. Он носил название УЗАЗ с 1967-го года.
Посмотреть на Яндекс.Фотках И УАМЗ с 1976-го по самую дату написания этого плаката. Не помню уж, в каком году его переименовали в АМУР.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЗдесь же основные характеристики двигателя, который здесь выпускался.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ну а мы пошли дальше, в типографию. Типография занимала довольно много разных комнат на двух этажах цеха. Кстати сам цех представляет собой огромный зал без окон, вокруг которого со всех четырёх сторон расположены в три или четыре этажа самые разнообразные помещения. Производственные, подсобные, помещения для начальства. Партком, профком, комсомол, касса и ещё Бог весть что.
Здесь же и типография. Печатали тут кучу всего. Во-первых, естественно бланки. Большому производству требовался целый вагон этих самых бланков. Это сейчас у всех есть принтеры, а тогда-то принтеров не было. Поэтому всю канцелярскую ерунду приходилось печатать централизованно, в типографии. Убыл-прибыл, сдал-принял. Что-то в этом роде. А ещё здесь печатали рекламные буклеты, газету, пригласительные билеты, объявления, может даже и книги печатали.
Бумаго-резательный цех. Кстати ещё не все провода сдёрнуты со стен. Есть куда руки приложить "металлоедам".
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНаверное, вот эта штука и резала бумагу.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот на этой штуке, наверное, печатали. В том числе и газету "Автозаводец", первую разрешённую газету в нашем "безголосом" городе. Напомню, что при советской власти атомному закрытому городу не положено было иметь своих СМИ. И кто-то, вероятно, брал отсюда первый напечатанный номер газеты и нёс на одобрение в КГБ. А там уже смотрели, нет ли в этом номере упоминания чего-либо секретного. Нет ли "ненужных" фотографий, не упоминаются ли "тайные" люди. А может быть и не носили никуда газету, а функции внутренней цензуры брали на себя её редакторы.
На страницах той же газеты печатали стихи моего отца.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здесь работники типографии мыли руки, запачканные типографской краской. Теперь краны скручены. Цветной металл всё же.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЕщё какая-то машина непонятного мне назначения. На ней блестит некая алюминиевая деталь. .Ждёт своего человека с отвёрткой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А это натюрморт. Я назвал бы его "Аромат разрухи".
Посмотреть на Яндекс.Фотках На втором этаже типография продолжается. По этому коридору можно обойти вокруг всего цеха по периметру. А может и нет. Мы не проверяли.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Стол наборщика. А во всех ящиках, наверное, лежали литеры.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Дверь куда-то. Здесь уже не типография. Тут лаборатория "СОЖ и масла". За этой дверью проверяли эмульсию. Не усохла ли, не прокисла ли. Не потеряла ли своих смазывающе-охлаждающих свойств. Наверное, раньше здесь этой эмульсией и пахло.
И телефон 28-21. На заводе была внутренняя телефонная сеть. И выход в город "через восьмёрку". Или "через девятку". То есть, чтобы позвонить в город с внутреннего заводского телефона, нужно было набрать сначала цифру "восемь". Или "девять".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Кто-то оставил здесь свой след.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Причудливо отслоившаяся от стен краска.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Унитаз, разбитый могучим ударом кувалды. Зачем его разбили? Очевидно затем, чтобы вытащить чугунную часть.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Окошечко кассы. Здесь получали зарплату работники цеха.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Какие-то таблички с названием улицы и номером дома. Что расположено на этой улице и какое отношение оно имело к УАМЗу? Посмотрел "Викимапию". Дудина13 - обыкновенный жилой дом из пяти корпусов. Может быть, в этом доме жили в основном работники УАМЗа?
Посмотреть на Яндекс.Фотках Полированная дверь. Начальник типографии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Теперь в кабинете начальника сидит Женя.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А это литеры. Большие, маленькие, средние и совсем крошечные. Деревянные, пластмассовые, металлические. Из них составляли лозунги. И деловые тексты. И поздравления. И поэтические строчки. Одну из таких литер мы подобрали. Она была вырезана на фрезерном станке из бука. И размером она примерно три на четыре сантиметра. Когда-нибудь я её тоже выложу.
Буквы, цифры.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сколько ж ящичков, шкафов нужно было для хранения этих литер?
Посмотреть на Яндекс.Фотках Грустный потёкший Есенин взирает на это разгром со стены.
Отговорила роща золотая,
Берёзовым весёлым языком.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Бумажные "имитации камня". На воду выливали масляную краску. Одного или двух-трёх цветов. Размешивали. Прикладывали к воде бумажку. Масляная краска ложилась на бумагу вот такими причудливыми разводами, напоминающими разводы на поверхности камня.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Газета. Какая- не вижу. Наверное "Спид-инфо". Судя по заголовку "Почему мужчинам нравятся порочные женщины".А и вправду - почему?
Посмотреть на Яндекс.Фотках Перфолента. Древний носитель информации.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ещё плакаты. В частности здесь написано о том, что средняя продолжительность жизни в СССР - 70 лет. А сейчас какая?
Посмотреть на Яндекс.Фотках И ещё один плакат "Берегите глазки!" Немало детей получает травмы глаз из-за опасных игр. Копья, стрелы, вилки, ножницы. Родители, смотрите, чтоб дети не повредили себе глаза этими предметами. Нужно, чтоб ничего не помешало детям увидеть красоту мира, подобно тому бородатому художнику на нижней картинке.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А за окном золотая осень. Листья, ветерок. На этом я заканчиваю вторую часть моего повествования. Кстати сегодня мама мне сказала, что где-то здесь в этой части здания был и кабинет директора. А в нём потайная комната отдыха. При беглом взгляде дверь в эту комнату была незаметна. В ней был диван, шкаф, шведская стенка и холодильник. А в холодильнике разная там водка, коньяк и колбаса. Шведская стенка, если вы помните - это приспособление для занятий гимнастикой.
Когда этот цех перестал быть самостоятельным заводом, и для начальства построили 12- этажный корпус, кабинет со шведской стенкой и колбасой перешёл в распоряжение начальника цеха. Правда он был на третьем этаже. Мы же, увы, до третьего этажа так и не дошли.
И напоследок книга.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Перестройка управления экономикой. Проблемы, перспективы. Проблемой УАМЗа стало то, что кто-то где-то с этой проблемой перестройки управления не справился. И поэтому перспектив у этого места немного. Вернее, перспектива-то одна. Стать новоуральским "колизеем". Одним их двух. Или из трёх. Или вообще из нескольких.