Вчера ходили с "экскурсией" на развалины Уральского Автомоторного завода, когда-то второго по численности работников предприятия Новоуральска. На УАМЗе работали мои родители и все их друзья и знакомые. УАМЗ был одним из двадцати филиалов ЗИЛа, крупнейшего автозавода СССР. И единственным из двадцати, на котором автомобили выпускали "от и до".
На других зиловских филиалах выпускали агрегаты или запчасти, занимались сборкой. У нас же производство было полным. Или почти полным. За исключением литья. В Новоуральске делали двигатели, коробки передач, мосты и всю остальную начинку автомобиля, штамповали кабины, крылья, капоты. Здесь штампованные части сваривали, устанавливали на рамы, собирали из дощечек кузова, красили. В общем, из ворот завода выезжал полностью готовый автомобиль.
У нас в городе завод называли просто ЗИЛ. Так и говорили . Мы - зиловцы.
Руки в масле, жопа в мыле,
Мы работаем на ЗИЛе.
Завод пережил два банкротства и теперь то, что от него осталось называется АМУР - Автомобили и Моторы Урала. Путешествие наше началось на предзаводской площади. День как по заказу был ясным и очень тёплым. Нас было 6 человек. Все участники сообщества
"Новоуральск- 2014". Только Олег Федчук не смог присутствовать на нашей вылазке. У него была репетиция. Зато был Максим
offline268. Большая компания позволяла надеяться, что злющие бездомные псы, которые могли встретиться на развалинах, нас не покусают.
В общем, пошли. Это пока не развалины. Это заводоуправление, вестибюль, а за ним цеха, в которых есть охрана и соответственно пока есть что охранять. На фасаде глубоко мёртвого предприятия надпись "Добро пожаловать" и эмблема ЕР. А сразу над надписью находились окна художественной мастерской, где работал мой отец.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6704/223641065.b/0_eb724_17394df1_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках А мы идём дальше. УАМЗ в лучшие времена состоял из четырёх частей. Самая старая часть - то место, куда мы сейчас направляемся. Это цех "Двигатель". Или 150-е здание. Новая часть УАМЗа называлась 401-м зданием. Откуда взялись эти странные номера - покрыто неизвестным мраком.
Блогеры идут мимо 12-этажного здания заводоуправления. Сверху открывается потрясающий вид на окрестности. В "школьные годы чудесные" я бывал на самом верху заводоуправления, когда устраивались дни открытых дверей на заводе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6728/223641065.b/0_eb729_b7b386e1_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахИдут мимо ящиков с камнями, которые перегораживают проезд.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9324/223641065.b/0_eb72b_ca52550_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Пересекаем железную дорогу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/223641065.b/0_eb733_9397bda0_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахСреди бурьяна появляется то здание, куда мы идём.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6721/223641065.b/0_eb736_361d22b0_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Проходим скелет автобусной остановки. Шиповник у остановки вырос на славу. Чуть не с кулак величиной.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9262/223641065.b/0_eb738_aa2baba8_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Проходная. В эти двери десятилетиями ходили люди. На работу и с работы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/223641065.b/0_eb739_ae13cb2c_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4901/223641065.b/0_eb73a_a7c9be5f_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здесь довольно просторно. В этом зале стояли вахтёры и проверяли пропуска. Они же смотрели, не вынес ли кто-нибудь с завода какую-нибудь запчасть.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/223641065.b/0_eb76e_b8e23c32_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахБюро пропусков. Аля смотрит из окошечка.
-Эй, блогеры. Есть ли вы в списках на посещение завода?
А на стене, как и положено, след от выдранной батареи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5012/223641065.b/0_eb723_2966dfce_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сразу за проходной нас встречает поломанный катер. Раньше местный яхт-клуб принадлежал УАМЗу. Что завод, что катер, не выдержали штормов рыночной экономики.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9300/223641065.b/0_eb770_a75bbccd_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот и само здание. Стопятидесятое.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9316/223641065.b/0_eb771_9b09868a_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Обратите внимание на башенку над входом. Знаете, зачем она была нужна? А нужна она была для противовоздушной обороны. В случае войны там должен был сидеть наблюдатель "за воздухом". И если самолёты коварного агрессора появятся на горизонте, этот наблюдатель должен был звонить во все колокола. На одном из домов в Березниках я видел подобную башенку. Мне объяснили, для чего она была нужна. Я и подумал, что здешняя башенка нужна для того же.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6729/223641065.b/0_eb76c_ad5ce3e_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здание это было построено в пятидесятые годы прошлого века для нужд УЭХК, ядерного комбината. Вероятнее всего, здесь стояли газодиффузные машины для разделения изотопов урана. В шестидесятых годах, как я читал в какой-то местной газете, этот цех стал для комбината не нужен. Говорили даже о перепроизводстве "чего-то ядерного" в то время. Атомная энергетика была тогда отраслью не слишком развитой, а для военных урана было наработано уже очень много. Стали "лишними" и люди, которые тут работали.
И как гласит местное предание, Никита Сергеевич Хрущёв сказал Лихачёву, директору московского ЗИЛа.
-Бери себе людей Савчука.
Савчук, если кто не слышал ранее этой фамилии - это многолетний и даже легендарный директор УЭХК.
Так на освободившейся от атомного производства площади и был организован уральский филиал ЗИЛа. Случилось это 4 ноября 1968 года. Назывался он тогда УЗАЗ- Уральский завод автозапчастей.
А это интересная штучка. Деревянная поставка под какие-то инструменты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/223641065.b/0_eb772_bbc4981a_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здесь были большие железные ворота. Их вырвали с мясом и сдали в металлолом. Кажется, что стена в этом месте обрушится чуть ли не с минуты на минуту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9353/223641065.b/0_eb78c_43dd89cd_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЗаходим в цех. Тьма кромешная. Во тьме угадываются мощные железные перекрытия потолка и смутные силуэты каких-то станков.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9353/223641065.b/0_eb78b_9246110_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Цех был построен полностью без окон, что кстати говорит о его "атомном" прошлом. Газодиффузные машины считались секретными. Смотреть на них с улицы кому попало было "не рекомендовано". К тому же в здании без окон легче поддерживать стабильную температуру воздуха, что тоже было необходимо для атомного производства.
Над цехом навечно остановился мостовой кран.А сам цех тянется вдаль, наверное, на целый километр. Я и не думал, что он такой длинный.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/223641065.c/0_eb795_78afe3cb_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках С1968-го года здесь стояли станки для производства автомобильных двигателей и агрегатов. Здесь делали двигатели для автомобилей ЗИЛ-157, а потом для ЗИЛ 130 и 131.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9104/223641065.c/0_eb796_40d61220_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/223641065.c/0_eb797_238d9d37_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Лежит в темноте что-то бетонное.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9163/223641065.c/0_eb799_98f69231_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНа полу следы от гусениц бульдозеров. и колёс автомобилей. Этими бульдозерами сгребали остатки станков и автоматических линий и грузили их в кузова самосвалов. Всё на лом. Много работы было у бульдозеристов. Сейчас длиннейший цех практически пуст, а раньше он был плотно набит станками.
Какие-то подсобные помещения. В них окна есть.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/223641065.c/0_eb79b_fdfe0793_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках На стене следы копоти. Скорее всего здесь жгли изоляцию проводов,чтобы добыть цветной металл.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9107/223641065.c/0_eb79e_18d7f084_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Какой-то агрегат вроде пресса. И везде густая и чёрная битумная жижа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/223641065.c/0_eb79f_1c7571b2_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Весёленькие жёлтые стеклоблоки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9355/223641065.c/0_eb7a1_b3f89c7e_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках И Женя на фоне этих стеклоблоков.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9499/223641065.c/0_eb7a4_5e2128aa_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Стенд охраны труда и техники безопасности в одном из помещений. Участок работает без травм столько-то месяцев, столько-то дней. И примета сегодняшнего дня, надпись "Ирина плюс Марат".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9263/223641065.c/0_eb7aa_f05ce1db_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Из тьмы выступают какие-то станки. Не всё увезли на переплавку. За этим вернутся позже.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6718/223641065.c/0_eb7ac_7c5a96e6_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Красные надписи - это ориентиры для игры. сама игра была здесь месяц назад, как нам рассказал Максим, который в ней участвовал. Этих меток было оставлено в пустом цехе около ста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9113/223641065.c/0_eb7a0_6b1eddc0_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/223641065.c/0_eb7a3_225bc981_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Я припоминаю детские впечатления. Не любил я ходить в этот цех. Другая часть УАМЗа, та, что за дорогой, была гораздо более зрелищна и приветлива. Там в цехах были огромные окна. Там конвейер, где собирают машины. Там простор. А здесь искусственный свет, серые станки и теснота.
Для чего они применялись? В жёлтом брюхе неведомой машины стоит огромный маховик. Для чего он? Или это абразивный круг?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/223641065.c/0_eb7ad_c0f23cd8_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Многие из станков, стоявших здесь были английскими. Они были сделаны фирмой "Нортон".
Посмотреть на Яндекс.Фотках![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9354/223641065.c/0_eb7b1_5437b661_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Название фирмы можно прочесть и сейчас.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9301/223641065.c/0_eb7b2_16cac2e7_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Узел снабжён шпинделем на подшипниках качения. Попытки демонтажа которых без специальных инструментов приведут к их повреждению".
"Узел заряжен консистентной смазкой на целую долговечность".
Англичане заботливо предупреждают русских потребителей своей продукции.
А в случае чего обращайтесь, милые советские партнёры, прямиком на фирму в город Петерсборо. Телефончик мы вам оставили.
Трудно было зиловцам с этими сложными импортными "чудесами техники". Обратиться в случае затруднений людям из закрытого города за консультацией напрямую в Петерсборо вряд ли бы позволили "регулирующие органы". Приходилось до всего доходить самим.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9358/223641065.c/0_eb7af_ef90681a_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Я помню, что эти станки были серыми. Родной серый цвет проступает из под более поздних слоёв краски.
Потоки света льются с потолка. Они прорываются внутрь там, где раньше были выдранные из крыши вентиляционные трубы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9320/223641065.c/0_eb7b0_44197be9_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/223641065.c/0_eb7bc_48fad16f_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Машины стоят плотным рядом. Кажется. что сейчас они двинутся на нас, позвякивая железом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/223641065.c/0_eb7b3_3b4cd4e6_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мама как-то говорила, что здесь в цехе может быть радиация. И неудивительно для места, где раньше было атомное производство. И когда раньше делали фундаменты под станки, то всегда приглашали дозиметриста. Хотя какая уж радиация теперь. Ведь больше сорока лет прошло с тех пор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9499/223641065.c/0_eb7b4_4b046453_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/223641065.c/0_eb7b5_b465d7b8_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Раскуроченный автомат газированной воды. Такие стояли на всех предприятиях Новоуральска. Автоматы были и в городе. Только там, в городе, газировку наливали за деньги, а тут на заводе бесплатно. Разница была в том, что в городе вода была с сиропом. А здесь в заводе сиропа не было. Газ углекислый был, а сироп приходилось приносить с собой. Брали люди баночку с вареньем и несли на работу. А в цехе это самое варенье подмешивали в газировку.
Если помните, вода с сиропом в городе стоила три копейки, а без сиропа - копейку. Каждый выпитый на заводе стакан газировки - сэкономленная копейка. А как же они, бедные трудящиеся обходились без одноразовых стаканчиков? Разве ж можно пить из одной посуды всем? А вот, как-то обходились. Было в этом автомате приспособление для споласкивания стакана. И ничего как-то жили. Не болели инфекционными болезнями чаще, чем сейчас. Зато мусора было куда меньше, чем сейчас, в век одноразовой посуды.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/223641065.c/0_eb7b6_c5b905a_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках На стене цеха висит табло "План-Факт". Каждый мог посмотреть, выполняет ли его цех план. А может и перевыполняет. И такое бывало.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/223641065.c/0_eb7b8_b816cefc_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахВот мы и прошли-прошагали гигантский цех весь из конца в конец.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9064/223641065.c/0_eb7b7_482008b7_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках О том, что было дальше расскажу в следующих постах. Кстати ни одной собаки мы тут так и не встретили. Повезло. Хотя следы собачьи были.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/223641065.c/0_eb7bb_2bf979bc_XXL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках В общем, как говорится, не переключайтесь. Ещё будут типография, комната эмоциональной разгрузки, столовая. И крыша.