У каждого города есть свое лицо. И мне кажется, что это дома. Старые и новые, облупленные и отремонтированные, низкие и высокие. Но все родные. Дома у нас уютные, но на них горожане обращают внимание меньше, чем, например, на памятники. Памятникам уделяется внимание хотя бы раз в году - к тому событию, которому памятник посвящен, но бывает и чаще. А вот мимо домов мы часто проходим и обращаем внимание, только если их, например, перекрасили. "Что-то новенькое", - мелькает в голове, и идем дальше.
И все-таки дома представляются мне лицом города...
Когда в 1941 году наш город только начинал строиться, в нем не было ни одного дома. Были фанерные юрты и палатки у горы Уральской. Об этом я писала в
посте о поселках, из которых состоял город.
Затем первостроители начали возводить нечто, более приближенное к домам: бараки, фанерные домики и даже двухэтажные дома из брусьев. Видимо, надолго здесь первые строители оставаться не собирались. Да и не спасали те жилища от уральских холодов и вьюг, поэтому для постоянного проживания требовались настоящие каменные дома.
Потихоньку, к началу 70-х годов первые строения были уничтожены. И сейчас разве что старые фотографии напоминают нам о том, где и в каких условиях жили те, кто строил Новоуральск.
Совсем скоро снесут "чешуйчатые" дома на улице Ленина, и последняя история строящегося в годы войны города уйдет вместе с ними.
Попробуем окунуться в начало жизни нашего города и посмотрим, какое лицо было у него тогда.
Напомню, что самые первые жилые помещения были построены у горы Уральской. Сейчас это территория улицы Уральской и, возможно, улицы Мамина-Сибиряка. Сколько они просуществовали, я не знаю, но, думаю, что недолго. В феврале-марте 1941 года они появились. Читаем у Ю.П. Анурьева: "Началось строительство... палаточного городка под горой Уральской, четырехкомнатных фанерных облегченных домиков Зеленого городка (Фанерного поселка)".
Выглядели фанерные домики примерно вот так:
Это макет фанерного дома в музее Лесного. Юрты делались из деревянных засыпных шлаком щитов, перегородки дощатые щитовые, полы деревянные, кровля мягкая. Вдумайтесь: засыпные шлаком щиты. Стены промерзали так, что внутри был лед! Фото А. Жданова
Слева - четырехквартирный жилой дом на четыре семьи, справа - общежитие с одним входом. На схеме мы видим, что в каждой комнате была своя печь.
А вот это рисунок одного из жителей нашего города:
На этой схеме двери расположены немного по-другому, а печь, как уверяет житель, была одна центре. Рисунок мне дала Т. М. Ширяева.
Есть одна фотография, где изображены юрты на Билимбаевском кордоне (сейчас на месте кордона зиловские сады):
В военное и послевоенное время стали активно строиться бараки.
Барак с французского языка переводится как "лачуга, хижина, временное жилище, дешевое жилое здание". По сути, барак - это здание с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное. Длинный коридор, налево и направо - двери комнат. А вот с кухней и санузлом были проблемы. То есть их вообще не было. Туалет на улице, мыться ходили в баню, а питание... Считалось, что советские граждане должны питаться в столовых. Но как хотелось вечерком собраться всей семьей за ужином! И наши предприимчивые граждане покупали плитки с конфорками, на которых тайно варили еду. Почему тайно? Как рассказала мне бабушка, за плитку надо было платить налог, что-то около шести рублей в месяц. А бабушка получала тогда 12 рублей. Да соседки по 10-12. Получалось, что плитка выходила очень дорого, поэтому ее прятали. Если плитку находили (по наводке соседей или во время проверок), то конфисковали и заставляли платить штраф.
Жила моя бабушка, кстати, в бараке на ул. Лесной (сейчас это ул. Первомайская) в комнате на 4 человека.
Такие же бараки строились и во всех ОЛПах (Отдельный лагерный пункт), только они были полуземляные.
Макет барака из музея г. Лесной. Фото А. Жданова
В нашем городе бараки выглядели примерно так:
Барак напротив кинотеатра "Родина".
Или вот так:
Деревянный барак на ул. Первомайской (в то время ул. Лесная)
Второй вид бараков стали строить уже после войны. Почему те, кто в них жил, называли их бараками, - не знаю. Скорей всего потому, что это было все-таки временное жилье. Эти бараки не были похожи на общежитские. Эти дома были четырех- и шестиквартирные. В каждой квартире - отдельный вход, печь с трубой, две комнаты и кухня. За домами находились огороды, сарайки и туалеты. Туалеты часто были общими для нескольких бараков.
Такие бараки были в Северном и Западном поселках.
Бараки в Северном поселке
Бараки в Западном поселке
В послевоенное время появились еще два вида домов - финские и немецкие. Это были сборно-щитовые дома, чем-то похожие друг на друга. И те, и другие были доставлены в СССР по контрибуции.
Финские дома в строящемся тогда еще безымянном поселке, да и позднее, когда населенный пункт получил статус города и название, были весьма распространены. Настолько, что в городе появляются аж три Финских поселка: Первый, Второй и Третий. Напомню, что Первый Финский был на территории современного Привокзального района (водная, лицей 58). Второй Финский - в районе улиц Гастелло, Мичурина, Красногвардейского проезда). Третий Финский - самый длинный (Березовая Аллея, Перевальная, Северная, Фрунзе и кусочек Чкалова, да и
дома на ул Бунарской (теперь Победы) тоже относились к Третьему Финскому).
На финских домиках, с вашего позволения, остановлюсь дольше.
В строящемся быстрыми темпами рабочем поселке при заводе № 813 работы было много, а жилья не хватало. Нужно было найти выход и обеспечить прибывающих специалистов жильем. И он был найден - Финляндия, воевавшая на стороне фашисткой Германии, поставляла нам сборные дома,, которые назвались «финскими». Дома собирались очень быстро, за несколько дней могла появиться целая улица.
По этому поводу мне понравилось воспоминание жителя Сарова, где такие домики тоже были распространены. Однажды он, будучи еще мальчишкой, пошел в магазин за молоком, а когда вернулся, то не мог сразу найти свой дом, потому что рядом уже возвели еще ряд таких же финских домов.
Финский одноквартирный дом, г. Саров.
Финские дома были двух видов: одноквартирные и двухквартирные. Каждая квартира - 34,4 кв.м.
Например, на улице Бунарской рядом стояли как двух-, так и одноквартирные. Известно, что начальник одного из Отдельных лагерных пунктов (ОЛП) Кораблев жил как раз в таком одноквартирном доме на Бунарской. Финский дом представлял собой сборно-щитовое строение с фанерными панелями, между которыми был утеплитель - шлаковата. Надо сказать, что в зимние холода она нисколько не утепляла, зато сильно раздражала, потому что постоянно сыпалась изо всех щелей, а особенно с потолка. Каждое лето на чердак для утепления засыпали машину опила (который еще и достать было непросто!). Когда начиналась зима, по низу, по всему периметру дом заваливали снегом высотой по самые окна для сохранения тепла. Но и это плохо помогало, поэтому часто семьи переезжали в одну комнату, а вторую закрывали на зиму. Печь была одна на две комнаты, а на кухне - плита, тоже выполнявшая функцию печки. Плиту на кухне начинали топить в 5 утра, но приходилось дотапливать и днем, и вечером, иначе холод мгновенно пробирался в дом. За ночь вода на кухне замерзала. Печи были кирпичные, обитые стальными листами. За зиму расход дров составлял 3-4 машины. Но и этих дров, как правило, не хватало. Когда из ДОКа на свалку везли срезку, отходы пилорамы, машину перехватывали и за плату (или чекушку, или две пачки "Беломора") просили завернуть во двор и высыпать срезку. Кстати, был и знак для таких машин: если у дома торчала метелка, воткнутая в снег, значит здесь нужно топливо.
По периметру дома была завалинка, на крыше - чердак, а внизу - погреб, где всю зиму хранили картофель, свёклу, капусту, репу и... самогон.
На этой схеме дом изнутри.
Финские дома на ул. Бунарской (сейчас это аллея Трудовой славы)
Ул. Бунарская (сейчас это аллея Боевой славы)
3-й Финский. Дома на ул. Северной
У каждого дома был свой огород, сарайка, где держали разную живность: коз, кур, кроликов. На улице Бунарской огороды спускались до самой Бунарки. Туалет, конечно, тоже был во дворе, но на зиму его оборудовали в тамбуре.
В Новоуральске не осталось ни одного финского дома, но на территории лагеря "Зеленый мыс" можно найти вот такое сооружение. Это финский домик, но оба крыльца расположены на фасаде. Сейчас это домик для поваров.
Крыльцо Финского дома. Фото из семейного архива Мясоедовых
Немецкие дома были чем-то похожи на финские, в строящийся город они были доставлены также по контрибуции. Тоже сборно-щитовые, разве что чуть другие внешне и больше по площади (48 кв.м). Немецких домов в городе было намного меньше, чем финских, поэтому они как будто терялись в Финских поселках.
И все же, мне удалось выяснить места, где находились немецкие домики:
- ул. Перевальная,
- район нынешних Чуринских дач (в то время там была улица Правды),
- улица Гастелло,
- несколько домов было на месте нынешнего дома № 10 по ул. Мичурина.
В Новоуральске один немецкий дом точно есть. Находится он в больничном городке и представляет собой хозяйственную постройку.
Крыша. Практически вся черепица целая
Это кусок черепицы. Написано: "HONGEDA. VEB". Скорей всего, это название фирмы (завода, фабрики). Но информации по этой фирме я не нашла.
Есть Постановление Совета Министров СССР "О строительстве индивидуальных жилых домов для продажи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий, строек и учреждений" от 20 октября 1948 года.
В документе указаны цены на дома:
- финский одноквартирный двухкомнатный, щитовой - 13300 руб.
- немецкий одноквартирный двухкомнатный - 18350 руб.
Кто-то покупал здесь дом, разбирал его и вместе с домом уезжал из города.
Самыми старыми домами на территории Новоуральска на сегодняшний день считаются восемь деревянных двухэтажных домов по улице Ленина. Построены они были в 1942-43 годах, брус был привезен из Соликамска. Находились дома на территории Постоянного поселка.
Об этих домах подробно уже был подробный пост А. Гуриным:
"Они стояли молча в ряд, их было восемь..."Конечно, в годы войны эти дома считались самыми комфортабельными, хотя в квартирах не было ванной комнаты. Зато был туалет! У тех, кто жил на первых этажах, на кухне были подполы. С отсутствием ванной вопрос решался таким образом. На кухне ставили ванну, отгораживали ее занавеской и мылись в ней. Во дворах ставили сарайки, разбивали огороды. И точно так же, как и во всех других поселках, по дворам бегала живность.
В доме № 31 на первом жила моя бабушка. Она рассказала забавную историю. Однажды просыпаются они утром, выходят на балкон, а на балконе лежит мужик. Спит. Оказывается, он ночью в пьяном виде шел по улице, понимая, что жена домой не пустит. А шляться в то время пьяным по городу означало попасть в милицию. Вот мужик и залез на балкон, где и выспался до утра. Балконы в этих домах расположены низко, перелезть их может даже ребенок.
Скоро "чешуйчатые" дома снесут, и останутся они только на фотографиях.
А вот так они выглядели раньше:
Вход в подъезд
Снаружи была каменная укладка
У домов стояли скамейки
Параллельно со всеми вышеописанными домами сразу после войны строились и каменные. Дома эти строились комбинатом, а потому были основательные. И уже нельзя было назвать их временным жильем. Но в этих домах не всегда семье доставалась целая квартира, чаще только комната. Поэтому иногда меняли комнаты в благоустроенном доме на финский домик с огородом и сарайкой.
Были и частные каменные коттеджи, они до сих пор стоят на старых улочках города: Садовой, Строителей, Маяковского. Такие дома предназначались первым лицам города и комбината.
Каменные дома стоят до сих пор, а потому являются частью другой истории.