10 клещей с Потной горы

Jun 25, 2018 21:18


Воскресенье мягким лучиком солнца облизывает мне щёки, и я открываю глаза, не дождавшись будильника. У нас сегодня планы? Да, у нас сегодня очередной поход! Лето обнимает меня за плечи: «одевайся».

Не успеваю я толком проснуться, как оказываюсь в «Ниве», наполненной краеведами-туристами. Мне несказанно везёт: эти люди начали меня брать в свои походы.  На сей раз едем в Карпушиху, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится одна из могил староверов.



Нас восемь человек: командор Павел Анатольевич Исаков, его дочь Анна Павловна с подругой, Владимир Валентинович Семёнов, Надежда Фёдоровна Рябова, Элла Подгорнова, Саша Жданов и я.





Командор сказал, что не бывал в этих местах пятнадцать лет, и нам всем вдруг стало любопытно, что могло измениться за данный промежуток времени.



Изучаем карту и прокладываем маршрут.

Весёлые горы, по которым мы держали путь, известны тем, что здесь с давних пор и по сей день собираются верующие старообрядцы. Паломники проделывают довольно сложные пешие прогулки, чтобы помолиться на могилах старцев. Скоро, в начале июля, начинается новое паломничество, и мы, чтобы не мешать староверам, посетили могилу старца Григория неделей раньше.



Фото, найденное на просторах интернета. Паломники-староверы.

Начинаются горы от посёлка Карпушиха и заканчиваются в районе посёлка Висим. Мы пошли на одну из гор - Потную. Честно говоря, когда Павел Анатольевич озвучил это интересное название, я подумала, что он опять прикалывается. Перешёптываясь с Эллой, пришла к выводу, что командор не шутит. Гора действительно имеет такое название, но частенько её путают с Рябиновой. Ну… Потная - так Потная, нам-то, пришлым, без разницы.



По этой горе, словно кучка неряженых старообрядцев, мы шли к могиле старца Григория и выжимали из себя всяческий пот, а тем временем кучка маленьких наглых клещей охотилась на нас. Враги делали это тихо, и поначалу мы о них даже и не думали, поскольку у вывески «Висимский заповедник» нас встретила стая собак и с лаем таскалась за нами некоторое время. К счастью, ярых паникёров-догхантеров среди нас не было, мы спокойно шли вперёд, игнорируя повышенное к нам внимание со стороны четвероногих. Псы полаяли немного, затем примерили роли наших сопровождающих, а потом и вовсе исчезли в лесу - надоело, видимо, нас развлекать.



Весело расшагивая по тропинке, я фотографирую цветочки на полянке, а Владимир Валентинович невзначай спрашивает: «Как по-другому среди нас, уральцев, называется полянка?». Ответив несколько раз неправильно, я узнала, что такая полянка называется «елань». Краеведы мне дали понять, что я немного недоразвита, раз не знаю таких элементарных слов, я погрустила, но потом, приняв ситуацию, осознала, что смогу с этим жить дальше.



Между прочим, в состав Новоуральского городского округа входит деревня Елани. И, немного подумав, я могла бы догадаться, почему она носит такое название.

Элла подхватила краеведческую беседу и спросила меня:

- Как ты думаешь, почему деревня Пальники так называется? Давай, это легко!

- Спалённое место? - брякнула я осторожно.

- Верно!

- А кто его спалил?

- Скорее всего, здесь раньше находились леса, которые в жаркую погоду горели. На спалённом месте возвели деревню, которую назвали Пальниками.

Дальше мне было стыдно спрашивать что-либо у Эллы и Владимира Валентиновича, и я полезла к Надежде Фёдоровне с расспросами о цветочках.

Это называется «Часики»,



Это незабудки



Это «Звёздочки».



Подходим к скалам. Мне поясняют, что, по преданию, в этом месте инок Григорий рисовал иконы.





Саша изучает местность.

Теперь немного информации о нём.

Старец Григорий был из крепостных крестьян Невьянского завода по фамилии Коскин. Долгое время он изучал иконопись, и одним из первых на Урале усовершенствовал это искусство. После принятия иночества Григорий отделился от общества, удалившись на Весёлые Горы, где прожил до самой кончины. По преданию, летом инок Григорий писал иконы на вершине одной из скал. Он умер в 1731 году и похоронен около своей пещеры. Такая информация была опубликована в журнале «Уральский старообрядец» от июня 1915 года. В свежем июньском номере «Уральского следопыта» (2018 г.) автор Владимир Трусов привёл в своей статье биографию старообрядца-иконописца из альбома-каталога «Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XX в.», где сказано, что старец вместе с братией удалился в Весёлые горы около 1781 г.». Когда я расспрашивала наших краеведов о времени жизни инока Григория, мне назвали XIX век. Известно о нём сегодня очень мало, а то, что известно, больше всего походит на легенды. Ну, и всплыла ещё одна информация, которая сбивает с толку: имя инока в миру было Гаврила, а его правнук, рождённый в XIX веке, также хорошо владел искусством иконописи, и звали его Григорием. В вышеупомянутом «Уральском следопыте» автор привёл родословную Коскиных, где тоже подтвердилось, что иконописец Гаврило Сергеевич Коскин (в иночестве о. Григорий) приходится прадедом иконописцу Григорию Артемьевичу Коскину.

Так кто из них похоронен на вершине Потной горы? И почему, будучи отшельником, надо писать иконы именно в скалах и пещерах? Человеку преклонного возраста делать это очень сложно, да и лес наш уральский летом кишит комарами и оводами: как же истязал себя бедный старичок во время творческого процесса!

Не углубляясь в ответы на эти вопросы, мы добрались до живописной поляны, на которой находится могила старца и навес для молений паломников. Здесь мы и расположились.





Те, кто побывал на этом месте впервые, с интересом разглядывали всё, что находится под навесом. Да и сам командор рассказал, что место для молений очень долго строилось, а крыша появилась не так давно.

















Могила старца не подписана, и, как мне объяснили наши краеведы, у староверов это не принято. Позже, с обратной стороны креста мы всё же обнаружили маленькую табличку. Без дат.



Для удобства паломников здесь был отстроен деревянный туалет.



Неподалёку от нашей поляны - трапезная.







Ещё метров 10 от полянки - и нам встречается родник с чистой водой.



Небольшой перекус и поэтическая минутка от Надежды Фёдоровны.





Каждое путешествие с ней запоминается тем, что к встрече туристов она готовит стихотворения. Очередное произведение она посвятила Павлу Анатольевичу.

image Click to view



Я восхищалась. Мы такие разные, молодые и взрослые, неопытные и мудрые, прокачанные блогеры и эрудированные краеведы, творческие и практичные, серьёзные и безбашенные... Сидим, едим, слушаем друг друга… и это совершенно разные рассказы из жизни: я трещу о тусовках и цементном заводе, Элла чирикает о тренировках и о том, как её команде не удалось попасть на соревнования в город Лесной, поскольку администрация в последний момент отказалась финансировать нашу группу легкоатлетов…

А Владимир Валентинович рассказал историю о том, как его отец, которого в 1944 году отправили служить в наш ЗАТО, повстречался со своей двоюродной сестрой, отбывающей здесь наказание.

Девушка когда-то работала в магазине, а в то время, как известно, с продуктами было напряжно. Тяжко было у народа и с деньгами. Говорят, люди тогда были добрее и отзывчивее, можно было доверять друг другу. Девушка-продавщица как раз из таких, старалась войти в положение, выручить товарищей, которым приходилось особенно сложно. Частенько приходилось помогать, отдавая продукты в долг, опираясь на полное доверие и зная, что рано или поздно должник обязательно придёт в магазин и внесёт свой долг в кассу.

Как-то раз девушка попалась на своей доброте: в магазине случилась проверка и обнаружилась недостача. Очевидно, продавщица ворует, а все воры должны быть наказаны. Так и стала героиня рассказа заключённой.

- Тогда сажали за всё, что угодно, - вздыхает Владимир Валентинович.

Девушка терпеливо отбывала наказание и писала письма в родное село, с трепетом ожидая ответа от родных.

Письма писал и служивый на «зоне» молодой человек, отец Владимира Валентиновича.

И вот однажды, с нетерпением разбирая письма, герой рассказа обнаружил, что два адресата - охранник и заключенная - живут в одном селе. Он узнал, что провинившаяся за недостачу в магазине девушка - его двоюродная сестра.

Позже они встретились в бараке, обняли друг друга.

- Знакомьтесь, это моя сестра, - представил военнослужащий свою родственницу товарищам.

История заканчивается тем, что оба героя остались здесь, в Новоуральске.

Вот как бывает! Но рассказы рассказами, а исследовать легендарные скалы, - обязательное условие для нас. Тем более, засиделись мы тут, на священных для верующих местах со своими светскими беседами.

Каменные столбы, на которых предположительно творил священноинок Григорий, в среднем имеют примерную высоту метров 20. Поросшие мхом и лишайником и теплые от солнца камни не всегда давались нам легко при лазании, и мы старались поддерживать друг друга.







В легенде о старце Григории упоминается пещера. Возможно, в ней он прятался от дождя, возможно - молился. И, похоже, мы её отыскали и дружно полезли через неё на одну из вершин Потных скал. Правда, мы дали им своё название - Григорьевские скалы.





Вид на Ежовую гору.

Пока мы дружно лазали по камешкам, восхищаясь пейзажами, маленькие охотники пустились в атаку. И начали они с Ани. Нежно укусив девушку в шейку, злобный клещ навёл панику среди всех походников. Затем каждый из нас начал вдруг стряхивать с себя маленьких кровопийц. Попытки отведать краеведа пресекли Надежда Фёдоровна, Владимир Валентинович, Павел Анатольевич, а я, хоть не краевед ни капли, сняла с себя трёх крупных, голодных восьмилапых тварёнков.

По итогам походика насчитали круглую десятку снятых клещей. Внушительная цифра.



Клещ на моей футболке.



Клещи на штанине Павла Анатольевича.

Время беспощадно, поэтому, исследовав скалы и обсудив клещевую активность, мы двинулись домой.



Каждый взял своё из нашего походика, а я в довесок - холодной водички из родника под названием «Алексей».





Он был освящён в 2004 году и назван в честь преподобного Алексия, оставившего отчий дом во имя аскетизма. Говорят, водица обладает целебными свойствами. Значит, полезна для моего мозга. Буду пить и умнеть!



Финальное сэлфи. Должна же я быть хотя бы на одной фотке!

краеведение, путевые заметки, пост года, походы, Карпушиха

Previous post Next post
Up