Гений разведки Павел Анатольевич Судоплатов
Павел Судоплатов - генерал-лейтенант МВД СССР, русский разведчик. Павел Анатольевич Судоплатов родился 7 июля 1907 года в Мелитополе, Украина. Когда началась Первая мировая война, Павел пошел в школу, но нормально учиться ему пришлось недолго. В 1917 году умер отец, через год в Красную Армию ушел старший брат, а в 1919 году и сам Пашка сбежал из дому и прибился к полку красноармейцев. Полк вскоре разгромили белые, мальчик попал в другую часть. Как человека грамотного его определили в роту связи. Когда в 1921 году несколько человек из Особого отдела дивизии попали в засаду, устроенную украинскими националистами, и погибли, 14-летнего Павла Судоплатова взяли в Особый отдел шифровальщиком и телефонистом. Этот год сам Павел Анатольевич считал годом начала своей службы в органах ВЧК-КГБ. В том же году 44 стрелковую дивизию Красной Армии перевели в Житомир, где мальчик впервые принял участие в переговорах между командирами Красной Армии и руководителями националистов - разумеется, пока в качестве помощника. Потом написал рапорт о переводе в Мелитополь - после гибели старшего брата надо было кому-то помогать семье. В родном городе Судоплатов был уже младшим опером в окружном ГПУ, и ему доверили курировать осведомителей в греческом, болгарском и немецком поселениях.
В 1927 году двадцатилетнего чекиста перевели с повышением в столицу - Харьков. Там же он встретился с Эммой Кагановой - эффектной, образованной умницей-красавицей, которая впоследствии станет его женой. В 1933 году руководитель Главного Политического Управления УССР Балицкий получил повышение - был назначен заместителем председателя общесоюзного ОГПУ. В числе "прихваченных" с собой на новое место работы подчиненных оказался и двадцатишестилетний Судоплатов, занявший в столице должность старшего инспектора-кадровика в Иностранном отделе ОГПУ. Предложение стать агентом-нелегалом Павел получил от заместителя Артузова Слуцкого. Дал согласие и после восьми месяцев подготовки был отправлен на задание. После двухмесячного ожидания в Хельсинки и предварительной встречи со связными Коновальца Судоплатов, получивший кличку "Павлусь", отправился в Берлин, где летом 1936 года и состоялась их первая встреча. За ней последовали и другие. Нового члена организации отправили на учебу в нацистскую партийную школу, где он перезнакомился со многими активными участниками ОУН. Коновалец проникся доверием к молодому неофиту, их встречи становились все более частыми и длинными. Через некоторое время он предложил Павлу сопровождать его в инспекционной поездке в Париж и Вену. Во французской столице состоялась долгожданная встреча разведчика со связным из центра. Павел не знал, кто именно прибудет на встречу и можно только представить себе его реакцию, когда за столиком парижского кафе он увидел свою Эмму.
В 1937 году Судоплатов возвращается в СССР - уже в качестве агента Евгена Коновальца. Его успешная работа за кордоном была отмечена орденом Красного знамени. Осенью того же года состоялась его первая встреча со Сталиным. После краткого доклада разведчика о борьбе за власть в кругах украинских националистов и их бесконечных бесплодных дискуссиях о том, кто каким министром станет в будущем правительстве Украины, Павел подчеркнул особую опасность Коновальца. Сталин спросил прямо: "Каковы ваши предложения?" Судоплатов честно ответил, что пока к ответу не готов и получил неделю на раздумья. Через неделю в том же кабинете Сталину был доложен план активизации работы НКВД с Организацией Украинских Националистов, внедрения дополнительных агентов в ее руководство. Не забыли и Коновальца. Сталин поинтересовался его привычками и, узнав, что полковник обожает шоколадные конфеты и обязательно покупает их в каждом новом городе сразу после приезда, предложил подумать над этим.
Взрывное устройство, замаскированное под коробку с украинскими шоколадными конфетами, изготовили в отделе оперативно-технических средств. На грузовом судне "Шилка", где Судоплатов для прикрытия числился радистом, прибыли в Роттердам. Здесь Коновалец назначил очередную встречу своему агенту - в ресторане "Атланта". После непродолжительной беседы Павел объяснил, что сейчас не имеет возможности говорить долго, договорились встретиться в 17 часов в центре города. После чего Павел вручил "украинский сувенир", положив красивую коробку на край стола, попрощался и вышел. Перевод взрывного устройства из вертикального в горизонтальное положение автоматически включал часовой механизм.
Разведчик еще успел войти в ближайший магазин готового платья, купить шляпу и плащ, чтобы переодеться. Выходя из магазина, услышал звук взрыва. Дело было сделано - Коновальца буквально разорвало на куски, когда, выйдя из ресторана, он остановился посмотреть на ближайшую витрину.
После очередной встречи в Кремле со Сталиным Павел Судоплатов получил новое задание - возглавить операцию по ликвидации Льва Троцкого. Для выполнения задачи были созданы две оперативные группы нелегалов. Первая - группа “Конь”, которую возглавлял выдающийся мексиканский художник Давид Альфаро Сикейрос. Второй группой под обозначением "Мать" руководила Каридад Меркадер, среди предков которой были вице-губернатор Кубы и посол Испании в России. В 1940 году все причастные к операции люди уже находились в Мексике. Первая попытка покушения оказалась неудачной. Нелегалу Григулевичу, включенному в группу по предложению Лаврентия Берии, удалось познакомиться с одним из охранников дома Троцкого. Поэтому, когда 23 мая 1940 года он постучал рано утром в ворота виллы Троцкого, их открыли. Охранника ликвидировали, а ворвавшаяся в дом группа Сикейроса автоматными очередями искромсала в клочья кровать, на которой спал Троцкий. Стреляли через закрытую дверь, удостовериться в успехе операции не удосужились - и Лев Давыдович, спрятавшийся под кроватью, остался жив. В Москву ушла шифровка о провале операции. Надо было задействовать альтернативный вариант, в котором главная роль отводилась Району Меркадеру. Тот уже успел стать "женихом" близкой сотрудницы Троцкого Сильвии Агелоф - американской троцкистки русского происхождения. Щедрый и обаятельный Рамон - "Френк Джексон" - уже был вхож в дом Троцкого и несколько раз встречался с хозяином виллы. Опасность его ареста и разоблачения заставила Судоплатова изложить свои сомнения Берии. За окончательным решением опять поехали к Сталину, который и дал "добро". 20 августа 1940 года Рамон-Френк принес Троцкому статью, написанную в его защиту. Под одеждой он спрятал альпинистский ледоруб, который был выбран в качестве орудия убийства. Во время чтения статьи Троцкий вдруг повернул слегка голову, и удар оказался неточным - он закричал, призывая на помощь. Растерявшийся Рамон не смог воспользоваться другим оружием - сбежавшаяся охрана скрутила его. Однако удар оказался роковым: Троцкий умер в больнице на следующий день.
5 июля 1941 года Судоплатов назначается руководителем Особой группы при Наркоме внутренних дел, которой было поручено возглавить всю разведывательно-диверсионную работу в тылу германской армии. Даже просто перечислить огромное количество направлений работы и конкретных операций не представляется возможным. Именно здесь в полную силу развернулся талант Судоплатова как организатора подпольной работы в тылу врага.
В ноябре 1949 года был зверски убит украинский писатель Ярослав Галан, разоблачавший связи Греко-Католической церкви с гитлеровцами. Этот террористический акт вызвал резкое недовольство Сталина работой по ликвидации националистического подполья на Западе Украины. За полгода, проведенные в столице Западной Украины, Павлу Анатольевичу удалось сделать немало: был склонен к сотрудничеству адвокат и видный деятель бандеровского движения Горбовой, публично покаялся академик Крипьякевич, удалось найти подходы к глубоко законспирированному главнокомандующему УПА Роману Шухевичу. Роковую роль в судьбе последнего суждено было сыграть сожительнице и телохранительнице Дарье Гусяк. Именно через нее удалось выйти на место последнего убежища руководителя бандеровского подполья - село Билогорща под Львовом. 5 марта 1950 года во время операции по захвату Шухевича он был убит в завязавшейся перестрелке. После того, как бандеровское движение было обезглавлено, оно быстро пошло на убыль. Спустя год англичане забросили на парашютах вооруженную диверсионную группу, однако ее уже ждали люди Судоплатова.
В 46 лет генерал-лейтенант Павел Судоплатов угодил за решетку. Он слишком много знал о Хрущеве. Его арестовали 21 августа 1953 года, приговорили по ложному обвинению к пятнадцати годам заключения - и все эти пятнадцать лет он провел в тюрьме. Перенес инфаркт, ослеп на один глаз, но все годы боролся за свое доброе имя. Вышел на свободу 21 августа 1968 года. Друзья и соратники радовались его освобождению, но еще много лет имя его оставалось неизвестным. И только когда исчез Советский Союз, бывший разведчик счел возможным взяться за перо. Умер Павел Анатольевич Судоплатов 24 сентября 1996 года, похоронен в Москве.
Источник Click to view