Искусство Франции 19 века в ВЦ Эрмитаж-Выборг

Jan 02, 2020 10:26

До 11 апреля в Выставочном Центр Эрмитаж-Выборг работает выставка «От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа». . Я не искусствовед и в произведениях искусства меня интересует не тщательный разбор сюжета, колористики, художественных приемов, композиции и т.п, а кусочек исчезнувшей жизни, которую любой художник или скульптор вкладывает в свое творение.




Выставка занимает два этажа. Экспонаты ведут нас от начала 19 века - эпохи Просвещения, через кровавый террор Французской революции, до первых опытов импрессионизма. Фотографировать нельзя вообще ничем, поэтому я записывала названия заинтересовавших меня экспонатов, а потом пыталась найти их в сети. Так что спасибо тем, кто так или иначе об этих произведениях писал и фотографии в сеть выкладывал.
Вот, например, Франсуа Анри Мюлляр портрет Жоржа Луи Леклерка Бюффона - в 18 веке его считали авторитетным ученым и писателем. Труд Бюффона "Всеобщая и частная естественная история..." в 10 томах была даже переведен на русский язык и издан в конце 18 - начале 19 века в Петербурге. Умный, уверенный в себе человек, вполне состоятельный и явно удовлетворенный своей жизнью.




Или бронзовый медальон молодого генерала Бонапарта Давида д'Анже. Глядя на него как-то сразу понимаешь, почему его сделали первым консулом.




Несколько работ разных мастеров посвящены античным сюжетам. Меня, в частности, остановили две бронзовые Дианы. Первая - "Сидящая Диана" Джеймса Прадье, без второй, но уже от Александра Фальгъера, пропущена была бы мной точно.




Потому что бюст Дианы А. Фальгьера, с моей точки зрения, ее натуру не передает. Диана-охотница была девственницей по убеждению. Она даже Актиноя, подглядевшего, как она купается, и, видимо, воспылавшего страстью, превратила в оленя. А тут, скорее отрицание чувственной любви, из-за отсутствия достойного партнера.




Удивительно, но даже работа великого Огюста Родена может не соответствовать ее названию. Это я про его этюд "Грешница окаянная". Тут кроме позы ничего нет, никаких эмоций.




Если сравнить ту же "Грешницу" с его же бюстом "Человека со сломанным носом", то вторая работа явно эмоционально более выразительна. "...Как сказал мне старый раб перед таверной: Мы оглядываясь видим лишь руины..."




Или взять скульптуры животных. "Раненная львица" Шарля Вальтона - сразу понимаешь, как она разозлена, что лапа ей перестала повиноваться.




Или "Лев со змеей" Антуана Луи Бари - и реакция змеи, и реакция льва абсолютно реалистичны. Мало ли таких сценок в современных фильмах на канале Дискавери можно увидеть.




А вот мопс с картины Альфреда Де Дрё меня изрядно удивил. Вот они, оказывается два века назад какие были.




Сравните с современным. Но характер художник передал верно. (У меня в соседях два мопса - совершенно склочные существа, постоянно норовят сзади цапнуть) Хотя и писал пародию на, известного в те времена, журналиста Ипполита де Вильмессана:))




Очень много сюжетов женского житья-бытья. Но все они странно манерные на мой взгляд. Неестественные позы, придуманные чувства, как у Огюста Тюльмуша "За книгой"




Однако, есть и близкие современному посетителю работы: Жан Жак Прадьер "Сафо". Даже в современную одежду знаменитую поэтессу древности переодевать не нужно:))




Что удивительно, в 18 веке во Франции даже были женщины-художницы! Мне, к сожалению, не удалось разыскать более-менее приличную фотографию работы Розы Бонёр "Овцы на пастбище", но тем не менее сам факт меня приятно порадовал...
Про открытие выставки много писали в октябре ушедшего года, есть даже несколько видеосюжетов о ней в областных СМИ. Для длинных новогодних каникул пара дней в Выборге, с учетом того, что сейчас туда ходят Ласточки, а для части жителей Петербурга проезд бесплатный - вполне бюджетный и интересный вариант.

путешествия, Эрмитаж, путешествие, фото, живопись, выставка, Выборг

Previous post Next post
Up