Скорее всего под воздействием выставки
"Некто 1917" в Третьяковской галерее на Крымском валу я решила сходить еще и в Эрмитаж, посмотреть выставку "Зимний дворец и Эрмитаж 1917". Тем более, что работать она будет только до 4 февраля. Снимала на смартфон, поэтому буду частично использовать чужие фото из сети. Отдельное спасибо их авторам.
На парадной лестнице вас встречает вот такой плакат
Сама выставка занимает 3 зала. В первом - стилизованная газетная тумба с документальными лентами того времени
Здесь же трогательный рассказ о семье Николая II. С экспозицией из личных вещей Великих княжон, наследника, императрицы Александры и самого Николая. С большими черно-белыми фотографиями и пояснениями на русском и английском языках.
Игрушки цесаревича. Кстати, куклы? И портрет Григорий Новых - Распутина над этой витриной
Справа от выхода в следующий зал - экспозиция, посвященная Императорскому Эрмитажу, который к 1917 году был крупнейшим и одним из лучших музеев Европы.
Хочу сказать, что наиболее сильное впечатление на меня произвели фотографии разграбленного Зимнего дворца, после захвата его революционными солдатами и матросами. Два дня 25 и 26 октября было у восставших, потому что 27 октября Луначарский уже поселился в Зимнем дворце и служители Императорского Эрмитажа занялись подсчетом ущерба
На выставке приведено несколько фотографий дворцовых интерьеров до восставших и после них. Исчезло ценностей более чем на 10 млн. рублей и это еще не было инфляции. Портет Александра II, представленный в последнем зале - истыкан штыками.
И довольно печальная судьба служителей - часть которых эмигрировала, а судьба тех, кто остался была довольно печальной.
Второй зал встречает большим подбором экспонатов и документов, посвященной 1 мировой войне: оружие, предметы быта.
Документы, отражающие отношение Николая II и его семьи к военным действиям. Война - до победного конца. Я не подпишу мира и т.п.
Великие княжны работали сестрами милосердия, но кого это волновало после того, как Николай II отрекся от престола. В Екатеринбурге, как рассказывала экскурсовод, солдаты, охранявшие царскую семью не позволяли девушкам закрывать дверь туалета...
Интересный момент - отречение Николая II напечатано на пишушей машинке и только подписано им, а вот Великий князь Михаил писал собственноручно, онако не отречение, как я привыкла считать, он писал, что примет власть, только после всенародного волеизъявления. Но это была уже другая история.
Портреты тех, кто пришел арестовывать временное правительство.
С одной стороны выставка лично мне мало нового сообщила, все-таки канву исторических событий мы все хорошо знаем. Лаконичное черно-белое оформление создает некоторую отстраненность - вот факты, оценивайте их сами. Но меня не покидало ощущение фиксации событий "как есть", т.е. где была пройдена "точка невозврата", приведшая к такому финалу нам предлагают поискать самостоятельно.
А за одной из боковых дверей - выставка советского фарфора от 1917 до 1990 годов. Такой любопытный контраст. Некая визуальная точка зрения другого участника процесса.
Эта тарелочка называется "Ужас". Мне живо напомнила "Крик" Мунка
Фигурка читающей рабфаковки и тут же блюдо с явным неприятием православной церкви. Ну и вот такой символ новой жизни.