Оппозиция сама сунула голову в петлю. В оппозиции давно существует маргинальная составляющая, твердое ядро в составе нескольких сотен активистов и пары тысяч участников (неважно, левых ли, правых ли), посещающих любые митинги. Когда протесты стали массовыми, эта маргинальная составляющая взорлила: «Вау! Сколько к нам людей теперь пришло!» - и бросилось засорять собой интернеты и оргкомитеты.
Но ведь затем же избирался Координационный совет, чтобы всех этих маргиналов, получивших на выборах в него свои законные две тысячи голосов, отсечь! И отсекли. А потом пошли на поводу у них же, испугались криков: «Вы сливаете протест!»; «Пархоменко (вар.: Собчак, Навальный - нужное подчеркнуть) - агент Кремля!»
Ну, спрашивается, кому и зачем надо было назначать митинг на 15 декабря? О чем митинг-то? В прошлом декабре людей погнала на улицы совершенно конкретная причина: фальсифицированные выборы. Эта причина, равно как и глубочайшее недовольство властью, никуда не делись, но повода-то нет. Креативный класс - не та публика, которая раз в год будет ходить на первомайские (или пятнадцатидекабрьские) демонстрации, потому что так вождям хочется.
Совершенно ясно, что людей будет меньше, сильно меньше, и в этом не было бы ничего страшного, если бы власть, год тщательно готовившаяся к этому моменту, принимавшая законы о запрете несанкционированных митингов, заводившая дело 6 мая, - не расставила оппозиции ловушку, в которую та пошла под истошные крики: «Не дадим слить протест!»
Слить не дадите, а пересажать - дадите, да? Чтобы в дополнение к «болотному делу» было еще заведено «лубянское дело», чтобы в результате тщательно спланированных провокаций (а вы сомневаетесь, что в толпе окажутся обученные провокаторы, которые будут идти на прорыв и кидать камни в ОМОН?) еще три десятка человек оказалось в тюрьме? И главное, бессмысленно оказалось, потому что чем бы там ни полагалось орошать древо свободы - кровью мучеников или кровью тиранов, - его заведомо бессмысленно орошать этой самой кровью в декабрьские морозы без достаточного повода; это все равно что озеленять скважины ЮКОСа в феврале.
Все происходящее - результат одной простой вещи. В Координационном совете в большинстве своем сидят люди, которые не знают, что делать. Исключение, по моему личному мнению, разве что Алексей Навальный. Можно по-разному относиться к его проектам, но Навальный, как мне кажется, пытается, и зачастую успешно, решить капитальную проблему - как заниматься осмысленной оппозиционной деятельностью (не оппозиционной публицистикой и не оппозиционным фейсбуком) в стране, где оппозиция по определению не имеет влияния на власть и где политические партии создавать бессмысленно.
Большинство остальных - это в лучшем случае публицисты, а в худшем - профессиональные революционеры вроде Удальцова, которым чем хуже, тем лучше. Других способов содержательной деятельности, кроме как быть мучеником революции, Удальцов не знает.
Фактически получилось, что Навальный и умеренные члены совета пошли на поводу у этих людей, потому что «надо отметить годовщину» и «нельзя сливать протест».
По мне, так самое умное, что может сейчас сделать Координационный совет - это отказаться идти в приготовленную для него Кремлем ловушку и призвать не выходить 15 декабря на Лубянку. Глупо проиграть сражение, когда его можно избежать. Никакие это не Фермопилы и не «ребята, не Москва ль за нами?». Глупо, видя, что противник обладает преимуществом в позиции, вооружении и живой силе, лезть на рожон со словами: «нам, дескать, стыдно отступать».
Да, и вы заметили, что в среду в своей тронной речи в 9600 слов Владимир Путин ни разу не употребил слова: «протест» и «гражданское общество»? За три дня до 15 декабря Путин уже не переживал. Это год назад он волновался, рассказывал про «презервативы» и подливал масла в огонь. А сейчас он рассказывает о том, что Россия - это государство-цивилизация и что в обществе исчезли «духовные скрепы». С протестом для него уже все решено. Так вот - не надо идти в ловушку, заготовленную Кремлем.
Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»