Спору нет: одним из главных препятствий к развитию Дальнего Востока является отсутствие инфраструктуры. Но лучше было бы начинать не с моста на остров, на котором живут 5 тыс. человек. Для начала неплохо было бы заасфальтировать дорогу между Москвой и Владивостоком. Путин обещал это сделать к 2008 году
Вероятно, Дмитрий Медведев остался доволен своим триумфальным визитом на Дальний Восток/ РИА Новости
Премьер Медведев посетил Приморье. Самой известной общероссийской новостью, случившейся в Приморье, является дело «приморских партизан». Я очень хорошо помню свою первую, эмоциональную реакцию на известие о том, что в Приморье объявилась группа молодых людей, которые убивают ментов. Эта реакция была - жестокое, нерассуждающее ликование.
Обратите внимание: я не призываю убивать ментов. Я не говорю, что это хорошо. Я всемерно осуждаю собственные эмоции. Я просто их констатирую и полагаю, что уж если я, московская интеллигентная дама, которая не любит судов Линча и безумств толпы, испытывает подобную реакцию - то что другие?
К тому же как раз в Приморье начался суд присяжных над уцелевшими «партизанами», и подсудимый Алексей Никитин публично заявил, что героин в их Кировский район завозили и коноплю выращивали - сотрудники кировской милиции. Он назвал конкретные фамилиии и рассказал про огромный терем начальника милиции в деревне Марьяновка и гектары конопли вокруг.
Исходя из этого, мне казалось, что премьер Медведев посетит деревню Марьяновка, чтобы собственными глазами убедиться: есть там терем или нет. Потому что никакой другой более важной темы в стране, в которой 75% проголосовавших на «Эхе» говорят, что готовы помогать «приморским партизанам», просто нет.
Однако премьер Медведев не поехал в деревню Марьяновка, а поехал на остров Кунашир, где накануне его приезда солдат расстрелял троих сотрудников Центробанка.
У меня такой вопрос: зачем премьер Медведев поехал на Кунашир? Мы собираемся воевать с Японией? Кем? Солдатами, которые расстреливают сотрудников Центробанка? Мы не собираемся воевать? Тогда зачем ехать, особенно накануне саммита АТЭС, посвященного дружбе и сотрудничеству в регионе?
Еще Медведев открыл мост на остров Русский. Это действительно впечатляющий мост. Во-первых, впечатляет цена: оба моста через Золотой Рог и через Босфор Восточный, общей длиной в 3 км, обошлись в 2 млрд долларов. В Китае в ту же цену обошелся мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 км.
Во-вторых, впечатляет пропускная способность моста: 50 тыс. машин в сутки. Это притом что на острове живет около 5 тыс. человек. Если бы просто раздать затраченные на мост деньги этим людям, получилось бы 12 млн рублей на душу.
Конечно, вы можете сказать: важное дело - есть мост, будет и население. Рекреационная зона. Увы, вокруг Владика есть множество красивейших рекреационных мест, но остров Русский к ним не относится. Во-первых, на нем нет воды. Дальше можно не продолжать: смешно думать, что неудобное место, которое не было освоено хозяйственным СССР, будет освоено в тот момент, когда Дальний Восток потихоньку обезлюдевает.
Когда В.В. Путину указали на то, что пропускная способность моста никак не соответствует численности населения, воспоследовало высочайшее указание: придумать, что построить на острове.
Придумали: построят Дальвосточный университет за 10 млрд долларов. В частных разговорах профессора плачут: десятой доли этих денег хватило бы, чтобы сделать конфетку из старых корпусов, а поездки в зимнюю владиковскую непогоду через пролив по вантовому мосту - нетривиальное занятие.
Еще вопрос - кто поедет учиться в университет? Японцы, очевидно, не поедут, после рекламных вояжей Медведева на Курилы. Если кто-то думает, что поедут китайцы, разочарую: в международный рейтинг университетов в 2012 году в первую сотню входили 4 китайских университета и ни одного российского. Ехать на учебу в деревню Марьяновка китайцам незачем. Там нет ничего, чему стоило бы учиться.
Спору нет, одним из главных препятствий к развитию Дальнего Востока является отсутствие инфраструктуры. И мосты, и дороги в регионе строить надо. Но, наверное, было бы лучше начинать не с моста на остров, на котором живут 5 тыс. человек. Для начала было бы, например, неплохо заасфальтировать дорогу между Москвой и Владивостоком. Тем более что Путин обещал это сделать еще к 2008 году.
Есть еще один смысл строительства мостов: это занятость населения. Так делали и Гитлер, и Рузвельт. Увы, в данном случае специальные работы выполняли словаки (под руководством французов), а на общих трудились таджикские рабы.
Население Дальневосточного округа с 1991 года сократилось на 25% - с 8 до 6 млн человек. Главный фактор обезлюдения Дальнего Востока очень прост: деньги в России зарабатываются через административные решения. А все решения принимаются в Москве. Зачем деятельный человек будет делать бизнес на Дальнем Востоке и надрывать пуп, зарабатывая миллионы, когда он может улететь в Москву, стать чиновником и зарабатывать миллиарды?
Конечно, есть некоторые виды деятельности, а именно - браконьерская ловля рыбы, контрабанда китайских товаров, незаконная вырубка леса, завоз японских автомобилей и торговля наркотиками, которую можно осуществлять только на месте, но обратите внимание: в соседнем Китае государство поощряет любой бизнес. По нашу сторону Амура выживает только тот бизнес, который ускользает от внимания государства (хотя обыкновенно имеет крышу в лице частных его представителей).
Решения, принимаемые в Москве, за 9 тыс. км от Владивостока, по определению оказываются идиотскими. Если бы, скажем, решение о дорожном строительстве принималось в Приморье, и выборным губернатором, то этот выборный губернатор ни при каких обстоятельствах не начал бы решать транспортную проблему со строительства моста стоимостью 1 млрд долларов на остров без источников питьевой воды с населением 5 тыс. человек с помощью иностранного и рабского труда.
Но пока они принимаются, где принимаются, и мост этот, как мне кажется, имеет шанс обогатить великий и могучий русский язык еще одним словосочетанием. Раньше, когда мы говорили о чем-то совершенно бесполезном, мы говорили: «нужен как рыбке зонтик», «как собаке пятая нога». Теперь мы можем справедливо присовокупить к ним: «как мост на остров Русский».
Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»