Крупному норвежскому инвестору запретили въезд в Россию.
В начале июля норвежский предприниматель Атле Берге, возвращаясь из Киркенеса в Мурманск, где он живет уже 8 лет, на погранпункте узнал, что въезд в Россию ему запрещен до 2026 года. Его компания «Олен Бетон» обеспечивала бетоном проект «Ямал СПГ» - строительство завода по производству сжиженного природного газа на Ямале, а сейчас должна начать новый проект в рамках программы по развитию Мурманского транспортного узла.
Бизнес в России Атле ведет с 2007 года, когда в Мурманске зарегистрировал «дочку» своей фирмы - одного из крупнейших производителей бетона и изделий из него в Норвегии. Сейчас в Мурманске у него два бетонных завода, цех по производству бетонных элементов, ремонтная мастерская, песчаный карьер с дробильными и сортировочными линиями. За 7 лет компания инвестировала в Россию более 1,5 миллиарда рублей. Еще десятки миллионов Атле пустил на расширение производства: чтоб потянуть ямальский проект, самый масштабный в истории компании. В 2016-м планировал инвестиции до полумиллиарда - на увеличение мощностей для обслуживания нового контракта с «Новатэком». В 2015 году «Олен Бетон» заплатил в России налогов на 300 млн рублей.
- Когда я прибыл на российский погранпункт «Борисоглебск», я, как обычно, пошел декларировать машину и заметил, что пограничники засуетились. Меня отвели в отдельный кабинет, где сказали, что мне отказано во въезде в Россию. А также вручили бумагу, в которой это было объяснено на английском и русском языках, и указывалось, что я могу приехать в следующий раз лишь в 2026 году, - рассказывает Атле о произошедшем на границе.
Он заявляет, что уже подвергался давлению за несколько недель до инцидента. «Новой» Атле рассказал, что в мае его задержали в Мурманске на улице и провели довольно жесткую беседу. По версии норвежца, беседовали сотрудники ФСБ, но официальных документов не составляли. Зато угрожали обвинением в шпионаже. Буквально речь шла о «сборе информации» в интересах Норвегии.
- Они считают, если у вас есть глаза, значит, вы шпион, - констатирует Атле.
Понятно, что если бы подозрения у спецслужб были определеннее или, тем паче, имели под собой основу, Атле не отделался бы 10-летней «высылкой» на родину. Однако его не пытались арестовать или предъявить обвинения официально. Но и «намека» Атле не понял и решил после непродолжительной отлучки вернуться в Россию.
В пресс-службе УФСБ России по Мурманской области комментировать ситуацию «Новой газете» отказались. Не пожелавший представиться офицер PR-службы ведомства по телефону заявил корреспонденту «Новой», что информацией о том, что тут «замешаны сотрудники ФСБ», не располагает.
Источники норвежской телекомпании НРК высказывают опасения, что изгнание Берге является первым шагом в поглощении «Олен Бетон». Подозрение в шпионаже может стать достаточным основанием для обысков в компании, которые нередко используются как инструмент рейдерства. Атле Берге в разговоре с «Новой» допустил предположение, что наезд инициирован конкурентами, не заинтересованными в его партнерстве с «Новатэком». По контракту с ним Берге должен вести строительство в Белокаменке, на Кольском заливе.
Решить проблему бизнесмен пытается и напрямую с Москвой, он отправил уже третье письмо в администрацию президента.
«Олен Бетон» - не первый норвежский инвестор, которому стало в последние годы некомфортно работать в Мурманской области. Не так давно из России ушли крупнейшие банки Норвегии DNB и Sparebanken.
Татьяна Брицкаясобкор в Заполярье