Джугашвили против «Новой газеты». В чем суть дела

Aug 18, 2009 18:10

В судебном процессе по иску внука И. В. Джугашвили мы должны будем доказать, что Сталин и чекисты «повязаны большой кровью»

Как мы уже писали, гр. Джугашвили Евгений Яковлевич, внук И. В. Сталина (Джугашвили), подал иск к АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета» и Яблокову Анатолию Юрьевичу, автору статьи «Виновным назначен Берия» («Новая газета», спецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 22. 04. 2009 г.), о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда (оценил он этот вред в 10 000 000 руб.).
Басманный районный суд г. Москвы принял исковое заявление к производству, возбудил гражданское дело и вызвал участвующих в деле лиц на прием к судье 17 августа 2009 года.

На приеме судья А. С. Лопаткина разъяснила, что обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике, то есть на нас: редакции «Новой газеты» и ее авторе Анатолии Яблокове. Какие же сведения, опубликованные «Новой» в статье Яблокова, по мнению истца, не соответствуют действительности?

Остановимся на первом и главном пункте искового заявления Е. Я. Джугашвили: «В этой статье Яблоков А. Ю. оскорбил память об Иосифе Виссарионовиче Сталине (Джугашвили), унизив его честь и достоинство в следующих выражениях:

«…Сталин и чекисты повязаны большой кровью, тягчайшими преступлениями, прежде всего против собственного народа…»

Чтобы доказать соответствие действительности этого высказывания Анатолия Яблокова, ответчики предложили запросить в Российском государственном архиве социально-политической истории заверенные копии по крайней мере тринадцати документов. Большая часть из них представляет собой Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) и постановочные шифротелеграммы различных обкомов и крайкомов о дополнительных «лимитах» на расстрел и отправку в лагерь «антисоветских элементов» с положительными резолюциями Сталина (нередко собственноручно исправлявшего цифры в сторону увеличения).

А есть еще и президентский архив, где, например, хранится титульный лист «Списка лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР» (АП РФ, оп. 24, д. 417, л. 211). На этом листе поставлена резолюция (см. выше): «За разстрел (именно так! - О. Х.) всех 138 человек». И подписи Сталина и Молотова (надо же было соратников повязать кровью).

Уже из одного этого документа видно, что Сталин не только контролировал, но и определял характер и размеры репрессий. Более того - мера наказания утверждалась лично Сталиным и его ближайшими соратниками по Политбюро еще до формального вынесения решения Военной коллегии Верховного суда СССР. Оно, как видим, было предрешено заранее. Тем самым Сталин в нарушение Конституции СССР подменял собой органы судебной власти.

Поэтому, когда говорят, что судить его надо по законам того времени, с этим (несмотря на чудовищность многих тогдашних законов) можно даже согласиться. Дело в том, что он и их нарушал! Так что, и по этим законам Сталина возможно и нужно судить.

В годы Большого террора, за 15 месяцев с июля 1937 по ноябрь 1938 гг. было арестовано свыше 1,5 миллионов человек, из них расстреляно около 700 тысяч (статистическая сводка МВД от 11.12.1953 года, см. ГАРФ. 9101, оп.1, д. 4157, л. 202). В ходе операций массовых арестов, проводимых органами НКВД в этот период, Сталин лично определял количественные показатели: сколько человек в каждом регионе следует расстрелять. Имеются не запрашиваемые тринадцать, а сотни документов с его резолюциями о дополнительном выделении так называемых лимитов. Это ли не подмена собой органов судебной власти, это ли не повязанность Сталина и чекистов большой кровью?

Международное общество «Мемориал» подало ходатайство в суд привлечь его к делу в качестве третьего лица на стороне ответчика, так как спецвыпуск «Правда ГУЛАГа» готовится «Новой газетой» совместно с «Мемориалом». Представитель истца не возражал, суд удовлетворил это ходатайство.

Ответчик Яблоков подал ходатайство в суд истребовать у Главной военной прокуратуры дело №159, в просторечии называемое «Катынским делом», так как еще одним высказыванием Яблокова, оскорбившим истца, является следующее: «…Сталин и члены Политбюро ВКП(б), вынесшие обязательное для исполнителей решение о расстреле поляков, избежали моральной ответственности за тягчайшее преступление…». (Надо отметить, что Анатолий Яблоков сам в качестве следователя прокуратуры вел «Катынское дело».) Кроме того, он попросил суд затребовать дело Павла Судоплатова, на показания которого также ссылался в своей статье, ставшей предметом иска.

Суд предложил Яблокову к следующему предсудебному заседанию 31 августа более аргументировано изложить свои требования.

О ходе процесса мы будем регулярно информировать наших читателей.


Олег ХЛЕБНИКОВ

передвижные стеллажи

хлебников, суд, сталин, утром в газете

Previous post Next post
Up