Oct 25, 2011 00:57
Под вечер первого дня тренинга один из учеников спросил:
- Но как же всему этому научиться? Ведь завтра тренинг закончится и - кончится всё...
Я даже малость растерялся:
- А что кончится?
- Ну сегодня вы к каждому придирались и мы умудрялись найти лучшие, более сильные слова...
Я иногда люблю пошалить и почти случайно в ответ ляпнул собственным вопросом:
- А у вас диктофон есть?
- Какой? - удивился ученик.
Я показал ему свой:
- А вот как у меня.
Ученик растерянно подтвердил:
- Есть...
- Ну так принесите его завтра! Но согласитесь потратить еще и вашу кофе-паузу?
- Ладно...
На следующий день мне пришлось из-под этой собственной шалости выкручиваться... За десять минут до перерыва я взял у этого ученика принесенный им диктофон и мы начали игру в куплю-продажу, а я на самом старте демонстративно включил его диктофон. По окончанию игры я объявил кофе-брейк и спросил:
- Готовы послушать под кофе и сигарету?
- Готов...
В курилке дым лег на кофе, а я включил диктофон. Мы немножко послушали, я нажал реверс и повторил совсем маленький кусочек, в котором ученик говорил: "Мы хотим вам предложить отличные запчасти..." Это позволило сложить слова первой просьбы:
- Ну как-то так вы тут нахрапом... Да и ваш клиент эти слова слышал уже сто раз. Можно это как-то лучше сказать?
Ученик тоже сделал глоток-затяжку и выдал эскиз:
- "Вы наверняка каждую неделю получаете предложения отличных запчастей, но я хотел вам предложить особые..."
- Снова "Стоп!" Вот эти последние слова - "я хотел вам предложить особые" - можно заменить чем-то более оригинальным?
Ученик примерял формулировки:
- Я даже не знаю, чем вас вообще можно удивить. А вообще что в этих запчастях для вас важно? - и иным тоном переспросил у меня: - Так лучше?
- Гораздо! - глоток, дым и дальше: - Слушаем!
Дальше прозвучало - "Наши запчасти износоустойчивые!" Это говорил диктофон, но я переспросил у ученика:
- Ведь может быть так, что ему износ по барабану?
Ученик уже включился в игру:
- Конечно! - и сразу выдал иной вариант: - "Некоторые у нас покупают запчасти из-за износоустойчивости, но ведь это важно не всегда и, может, это вообще не главное?"
- Вот тут вопрос гораздо более уместен! - я закурил вторую и после похвалы вылил на ученика холодный ушат: - Но так тренироваться у вас не получится.
- Почему? - спросил мой огорошенный собеседник.
- Ну ведь у вас нет звучащих записей моих похвал! - он засмеялся, а я продолжил: - Вот ведь можете сами?
Он очень гордо сказал:
- Могу!
- Ну так эти игры с диктофоном не я придумал. Забирайте свой диктофон и вот так с ним ежедневно тренируйтесь!
- А кто же это придумал? - притормозив, уважительно переспросил ученик одновременно с нашими зрителями.
- А меня, молодого журналиста, так когда-то редактор учил: просто заставлял меня мои собственные абзацы переписывать снова и снова.
- Голова! - выдохнул кто-то из зрителей.
Ученик вдруг сломал восторженное настроение публики:
- А почему вы вчера сказали, чтоб я сегодня принес свой диктофон?
Ведь вы вчера могли это же показать со своим?
- Ну так я ведь не смог бы вам сказать вот этих слов - "Забирайте свой диктофон и вот так с ним ежедневно тренируйтесь!"
Они смеялись, а я сам себе думал: "Ну, вчера я просто не знал, чем у нас все это закончится... Но ведь это всем знать вовсе не обязательно? Точно также никому не надо знать и того, что никто никогда меня абзацы переписывать не заставлял. Но что поделаешь - люблю я присочинить..."
Ученик вечером получил свидетельство о прохождении тренинга и пошел домой - упражняться со своим диктофоном...