Jul 09, 2009 16:37
Решила я вставить сюда для начала кусок из лингвистического блога alex-ermakov.ru/blog.
"Сегодня я открою вам один очень простой секрет эффективности при изучении иностранных языков. Хотя это и не секрет вовсе, а один из универсальных принципов развития любых качеств человека. Начнем раскрывать тему издалека. Специалисты по бодибилдингу знают, что если, грубо говоря, постоянно выполнять одни и те же упражнения одинаковое количество раз, то мышцы не накачаешь и через десять лет. Например, если вы каждый день, взяв гантели, будете по десять раз подтягивать их к плечам, качая бицепс, то это, конечно, хорошо, но испытать чувство удовлетворения от увеличения объема бицепса вам не предстоит никогда. Вы улучшите его параметры до определенного уровня и все - остановка. Дальше мышца расти не будет. Знаете почему? А зачем ей расти дальше? Она достигла своего развития, при котором может справляться с той нагрузкой, которую вы ей даете, т.е. десять сгибаний в локте. С чего бы это ей расти дальше? Чтобы заставить мышцу расти дальше, вы должны дать ей сверхнагрузку, т.е. повторить упражнение не десять, а одиннадцать раз.
Для вашего бицепса это стрессовая ситуация, в которой ей остается только одно - стараться улучшить свои качества, чтобы соответствовать изменившимся условиям. Когда мышца будет легко справляться с одиннадцатью повторениями, то для достижения дальнейшего развития следует добавить двенадцатое. И так далее. Затем вовсе поменять упражнение, что для вашего бицепса будет вначале сверхзадачей, так как он привык изо дня в день выполнять только одно движение. Для роста всегда нужна сверхнагрузка!
Приведу еще один пример из собственного спортивного опыта. При занятиях кикбоксингом для выработки навыка автоматического удара у нас использовался прием, который назывался «все на одного». Одного спортсмена поочередно в течение двадцати минут атаковали его партнеры, при этом его задача заключалась в том, чтобы отразить нападение только одним и тем же ударом ноги. Через пять минут спортсмена начинает качать из стороны в сторону, через десять он начинает спотыкаться, а еще через десять он просто падает. Представьте: применять один и тот же удар с непрерывным потоком атакующих в течение двадцати минут! К концу упражнения сознание уже не контролирует выполнение приема - все происходит автоматически. Согласитесь, что это форменное издевательство! Однако, отдохнув, спортсмен выходит на ринг для проведения реального поединка и одним ударом с первых секунд выбивает соперника из боя. Он и сам удивляется - все как-то само собой получилось. Автоматически. Потому что на стадии тренировки он имел дело со сверхнагрузкой. Для эффективного развития навыка нужна сверхнагрузка!
Теперь обратимся к нашей теме - изучение языков. Допустим, вы хотите увеличить свой словарный запас, поэтому каждый день перед сном вы читаете по одной странице какого-нибудь романа на иностранном языке. Если вы действительно так делаете, то обязательно заметите, что набор слов происходит очень медленно. Проходит месяц, два, три, полгода - но воз, как говорится, и ныне там. Берёте в руки книгу - а там пруд пруди незнакомых слов. И думаете - когда же это я смогу свободно читать книгу, не заглядывая в словарь через каждую минуту. Ответ прост - никогда! Для достижения результата вам каждый раз нужна сверхнагрузка - читаете месяц по одной странице в день, второй месяц по две, третий по три. Затем меняете упражнение: читаете одну страницу текста в день и один абзац из нее учите наизусть. Далее учите по два абзаца. И вновь модифицируете свой тренинг: читаете по одной странице текста в день, и раз в неделю учите одну страницу целиком. Потом - по две страницы наизусть. Уловили мысль? Для достижения результата нельзя постоянно выполнять одно и то же упражнение в неизменном объеме и виде. Нужна сверхнагрузка! Проявите немного фантазии, чтобы обеспечить её себе. И результат гарантирован. Как вы учите грамматику? Прочитали правило, изучили пару примеров и выполнили три-четыре упражнения. Все как указано в учебнике. И потом наталкиваетесь на банальную проблему - правило знаю, а применять не могу. И это не удивительно. Зачем вашему мозгу хорошо усваивать правило? И причем так, чтобы научиться без проблем его применять? Он его воспринял лишь настолько, насколько вы ему обеспечили эту необходимость. Несколько примеров и упражнений совершенно не способствуют глубокому внедрению грамматики в сознание. Вот если бы вы, прочитав правило, изучили около ста примеров и выполнили не один десяток упражнений - это было бы делом другого рода! Вы обеспечили бы мозгу сверхнагрузку и вынудили его улучшить навык применения данного правила. Предвижу вопрос - где же взять столько примеров и упражнений? Сразу говорю - вопрос немного туповатый. Разве вы изучаете иностранный язык только по одному пособию? Если так, то делу кранты. Раскошельтесь на пять-шесть самоучителей и работайте с ними одновременно. Темы-то везде одинаковые! Прошли тему по одной книжке, тут же открываете вторую, затем третью и так далее. Во время этого занятия может настать момент полного насыщения материалом, когда усвоена каждая деталь. Это замечательно, но ваша задача в другом - достичь сверхнасыщения. Поэтому не останавливайтесь и обязательно работайте со всеми пособиями и выполняйте все упражнения. Пока не возникнет состояние, при котором в голове пульсирует только одна мысль - «все, не могу больше, падаю». Но награда будет: вы сами удивитесь, когда через определенное время вы с легкостью будете «щелкать» предложения на иностранном языке, с недоумением покачивая головой - что же такого сложного в этой грамматике?! Все элементарно!
Итак, друзья, хотите достичь реального результата - дайте себе сверхнагрузку!
Я согласна с автором по существу, но не совсем. От постоянных сверхнагрузок у нормального человека может появиться изжога и отвращение к предмету изучения. Надо себя вознаграждать постоянно. В следующий раз поговорим о том, как я изучала языки (я знаю не один). Без пота, слез и скрежета зубовного.
испытания,
Англия,
английский язык