# Северная Норвегия. Люди.

Oct 25, 2008 23:01

Вот этот веселенький флаг, который вы можете видеть ниже, вовсе не про народы Ямайки, которым всегда весело и ярко. На удивление, эти краски для своего национального флага взяли саамы: скандинавские, так сказать, чукчи. Жители края, где царствует долгая полярная зима и бесконечная тундра с её вечной мерзлотой.




Википедия даёт феерическую характеристику саамам. Лучше и не скажешь.

Этот народ - дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни - не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

Особо ленивые не читают многабукафф, а только смотрят картинки и подписи к ним.

Флаг - с Википедии. С неё же будет часть текста. И часть фотографий будет от других авторов. Свои снимки я «берегу» для собственно финальной статьи, к которой нынче набрасываю сумбурные наброски.

Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России. Проще говоря, живут они в четырёх странах: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В последней (из упомянутых) их меньше всего. В первой - больше.

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку... далее Википедия очень заумно и с терминами доказывает загадочность происхождения саамов. Опуская аргументацию, добавлю, что это действительно не понятно, потому что на чукч они не похожи. Вполне себе европейская внешность.



Саам - по центру, в зеленом кафтане.

Однако обитают они в аццких условиях на самом крайнем Севере, до последнего времени ведя самый традиционный уклад жизни, как-то: проживание в чумах, оленеводство, охота, рыболовство и собирательство. В течение многих веков они женились только между собой (что, конечно, внесло свою лепту в некоторое вырождение), и бережно сохраняли свой язык и свою культуру.



Саамский амбар. Википедия.

Википедия предполагает, что это такой хитрый северный народ, который, чтобы не платить дань, которой его облагали все, кому не лень, включая Великий Новгород, уходили все дальше и дальше на Север, пока не дошли до края земли, а мздоимцы туда доходить уже не отважились. В общем-то вполне логично. Саамы маленькие, но очень гордые и независимые.

Обращение в православную веру началось с XI в. но сбор дани шёл гораздо успешнее, нежели распространение новой веры, так как значительное количеств саамов жило на землях, недоступных для большинства других народов. На Кольском полуострове и на близлежащих землях в XV-XVI в. основывались православные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а также часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Браво, браво. Отобрать у убогого последнее и поработить его - вполне в лучших традициях ПЦ.

В XIX-XX веках Норвегия взяла было курс на норвегизацию всего населения. Тогда ещё о политкорректности особо не слышали, а притеснять негров нацменьшинства сам Бог велел. И вот саамов притесняли, запрещали одеваться в национальные костюмы и говорить на национальном языке.

Тут следует сказать, что за всю историю саамов - а она насчитывает мне даже не сосчитать сколько веков (Греческий историк Пифей в 325 г. до н. э. (!!!), вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе) - они действительно никогда ни с кем не ссорились. Единственный протест с кровопролитием состоялся при следующих обстоятельствах.
В 1852 г. группой саамов, выступивших требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокенно, был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.
То есть заметьте: и повод-то какой. «Хватит, типа, нас спаивать!». Но, в общем, протест тогда не удался, и угнетение, включая спаивание, продолжилось. Для северных народов алкоголь, как мы знаем, это яд. Им не просто много не надо, их вообще с капли сносит...



Это мы сами бутылку поставили, для натюрморта

...Саамы жили под гнётом ига большого белого господина и делали вид, что играют по правилам. В школе «через не могу» говорили по-норвежски, а дома - по-саамски. Так вот и сохранили свой вересковый мёд уклад до более толерантных времён.
В России до них никому дела не было, тут не притесняли - но тут и так особо не разгуляешься. В Швеции и Финляндии саамов тоже не так много, чтобы это всерьёз кого-то волновало. Основное число саамов именно в Норвегии. И вот, дождавшись благоприятных времён, они подняли голову и заявили о своей независимости.

Заявили очень удачно: правительству Норвегии пришлось принести извинения за все столетия прежних репрессий, и теперь саамы в этой стране - на положении некоего маленького избранного народа. Им отдали монополию на оленеводство и езду на снегоходах. То есть первое (упомянутое) - вообще категорически монопольно; норвежцы не могут разводить оленей, точка. Второе чуть посвободнее: норвежцы могут ездить на снегоходах. Но норвежцы должны для этого брать лицензии и разрешения, в общем типа упрашивать правительство. А саам сел и поехал. Вот такая вольница!



Так вот он какой!

И самое главное, норвежское правительство разрешило им создать свой парламент. Несмотря на то, что решения Саамского парламента не особо кого-то интересуют на «Большой земле», но по крайней мере он играет важную роль для самоуважения.






Саамский парламент снаружи (феерической архитектуры здание!), Саамский парламент изнутри, Я - гость Саамского парламента, мы.

Раз в какой-то период происходят съезды саамов из всех четырёх стран - именно тут, потому что это единственная страна, где у саамов есть парламент. Все делегаты рассаживаются, одетые в свои национальные костюмы - у саамов каждой страны своя расцветка. Может быть, есть ещё и клановые вариации цветов; это я не точно помню. Вообще, между прочим, у нас весь тур был на английском языке. А я вон сколько поняла и запомнила, так-то.
Сейчас саамы, помимо двух упомянутых выше занятий, ну и, разумеется, любых обычных современных работ, заняты в турбизнесе. Туристы посещают множество чумов самых разнообразных размеров и видов: от фейковых чисто для антуража, до максимально приближенных к подлинным.






Избушко, Внутри этой избушко нас угощали чаем и вафлями.

К моей великой радости, традиционной саамской пищей, вроде свежей оленей крови и прочих деликатесов, нас не кормили - достаточно того, что мы видели её в фильмах, которые демонстрируют в саамских музеях.




Это тоже внутри другой избушко с разных фотоаппаратов.

Зимой бывает всяческая активность вроде поездок на снегоходах, собачках, ночёвок в чумах и т.п. Летом выбор поменьше, но какие-то аттракционы туристам тоже предлагаются. Вот, например, можно потренироваться набрасывать лассо на рога.




Я в процессе набрасывания. Один раз набросила, кстати.

...Норвежцы относятся к саамам... примерно как мы к чукчам, только хуже. Нам с чукчами, по крайней мере, нечего делить. Нам же не запрещают заниматься оленеводством! Мы, конечно, и сами не хотим и не можем, но ведь не запрещают!
Норвежцам тоже олени нафик не сдались. Но одна мысль о том, что если бы! вдруг! сдались бы! - то нет, никак... заставляет их зубы скрежетать от ярости. И они рассказывают про саамов анекдоты. Существует даже фильм «Kill Buljo» - ну типа «Килл Билл», только «Килл [самое популярное у саамов имя]». Фильм, судя по Ютубу, финский, а может просто финское зеркало. Про этот фильм нам рассказали норвежцы, то есть смотрят и хихикают. Он как бы наверное для них смешной, кто бы его ни снял.

Как я упомянула выше, саамы внешне совершенно не отличаются от остальных окружающих людей. В принципе, любой норвежец может надеть зеленый кафтан, кожаные штаны, и записаться в паспортном столе саамом. А незнание языка (он категорически другой!) можно объяснить годами предыдущих репрессий. И вот, записаться... и получить вожделенное право разводить оленей!

Но нет. Не записываются.

Тем не менее, «саам - это тот, кто ощущает себя саамом». Так нам пояснили наши саамские экскурсоводы. Так что всё просто.



Это - финская девушка, работающая саамом (или, вернее, саамкой).

И последнее, что я не нашла куда воткнуть в это многабукафф - это саамские йойки. Как и положено чукчам, они что видят, о том и поют.



Он поёт йойку.

Песня «что вижу, о том и пою» там называется йойками, а звучит вот так, если всерьёз, или (см. ниже), если, опять-таки, пародия.

image Click to view



Фото: грейт сенкс Асе Брусникиной и Алексею Петрушкевичу.

фото, поездочки, Норвегия, люди

Previous post Next post
Up