Часто в сети и не только возникают дискуссии на тему: “Нужна ли нам буква “Ё”? Многие языковеды и аналитики заостряли на этой проблеме своё внимание. Что ж, обращу и я свой взгляд на эту замечательную букву. Утверждаю я следующее:
БУКВА “Ё” НУЖНА!
Это полноценная буква русского алфавита (седьмая), которая имеет своё хаарктерное звучание и начертание (пусть и сходное с буквой “е”). Буква “ё” принимает участие в некоторых правилах русского языка (например, ударение всегда падает на “ё” за исключением составных слов). И две точечки над “ё” - это не какой-то там французский умляут или - тьфу! - диерезис, или там трема. Это вообще не надстрочный знак: в русском языке нет надстрочных (диакритических) знаков. Две точки - это элемент буквы “ё”, как две вертикальные палочки в “п” или горизонтальная чёрточка в “н”.
Многие пытаются обругать “ё” как второстепеную букву посредством обвинения в “производности” от “е”. Это чушь! С таким же успехом можно ругать “й” за производность от “и” или “ы” за производность от “ь”. Начертание - да, но не суть! Это разные буквы.
Кстати, в белорусском языке - на что уж я его не знаю и не особо люблю - есть очень грамотное правило, прописанное даже в учебниках. Там чётко определено, что в художественных, научных, публицистических или любых других текстах на белорусском языке замена “ё” на “е” недопустима. Это правильно. А почему мы не меняем букву “к” на букву “ж”? А “р” на “ы”? Какая разница? Чёрт побери.
Многие знают, что я часто согласен с Артемием Лебедевым и очень положительно отношусь к 90% его мыслей и высказываний. Но со
статьёй про “ё” я катастрофически не согласен. Это не статья, а бред сивой кобылы. Лебедев говорит, что “диакритические знаки над “е” совмещают роль помощника в случаях разночтения (осел/осёл) с ролью ударения (которое всегда падает на ё). Другие омографы в русском языке прекрасно выживают с обозначением одного только ударения (зáмок/замóк). А значение каких-то слов вообще без контекста не понятно (лук/лук - репчатый и со стрелами), что не является поводом пририсовывать к ним что-либо”. Это неграмотная фигня. Слова “осел” и “осёл” в отличие от тех же “лук/лук” читаются по-разному, имеют конкретно различное написание с различными звуками, издаваемыми при прочтении.
Четыре буквы русского алфавита - “е”, “ё”, “ю” и “я” образованы при отдельном произношении слиянием двух звуков: “й” + “э”, “о”, “у”, “а”. Так почему все так придрались к этому несчастному “ё”? А если бы оно имело начертание фиты или яти, к ней придирались бы вот так, из-за похожести?
И неважно, кто и когда придумал букву “ё”. Важно то, что русский язык не должен превращаться в оруэлловский новояз.
Дай мне волю - я бы ещё ижицы, фиты и яти вернул.
МЫ ЗА “Ё”!
P.S. Придумал дурацкий флешмоб. Назначить какой-нибудь день днём “ё” и в этот день все записи в своих ЖЖ писать через “ё”. Лётдёбр: сёгёднё ё нёпёсёл чётёрё ёнёлётёчёскёх стётьё.
P.P.S. Моя сборочка фантастических рассказов попала в
лонг-лист премии "Дебют". С третьей попытки...