Над корпусом морской пехоты (КМП) США сгустились тучи. Сначала прекратили разработку новой бронемашины EFV.
Затем, 6 января, было обьявлено о 2-х летних «каникулах» в программе разработки самолета F-35B, которая столкнулась с рядом технических проблем. Похоже, разработки ОКБ Яковлева не слишком помогли…
На самом деле, по-видимому, решение о закрытии данной программы уже принято и военное ведомство США всего лишь тянет время с его обнародованием. А принято оно в период между закладкой УДК LHA-6 «Америка» (июль 2009) и решением об изменении конструкции строящегося британского авианосца «Куин Элизабет» на классическую катапультную (октябрь 2010).
Вообще, в свете этих новостей, новый американский УДК получается полным уродом - на нем отказались от доковой камеры именно с целью увеличения пространства для обслуживания и снабжения F-35B, а получается просто вертолетоносец! Так «Америка» женского рода кастрированной ее не назовешь, но стерилизованной - точно!
на картинке - какой "Америка" должна была быть до "стерилизации"
Кроме того существенно изменится и тактика применения морской пехоты - если в настоящее время она способна обеспечить себе хоть какую-то непосредственную авиационную поддержку с помощью AV-8B с УДК, без привлечения авианосцев, то в ближайшем будущей такое станет просто невозможно - «Харриеры» стареют (в Британии их вообще списали), а F-35B не появится…
Так что новые американские УДК (а LHA-6 строится в единственном числе), скорее всего, гибридом обычного авианосца и корабля-дока, водоизмещением эдак в 60-70.000т, чтобы использовать F-35C.
Но новые проблемы не ограничиваются только ВМС США - несколько других флотов в мире рассчитывали на получение для своих имеющихся и проектируемых авианесущих кораблей F-35B - в т.ч. Италия, Испания, Австралия, Япония, Юж.Корея (даже если не вспоминать о Таиланде с его королевской яхтой со сплошной полетной палубой). Ясно, что их небольшие авианесущие корабли не приспособлены для оперирования с них F-35C (если он и взлетит с них, то неясно с какой нагрузкой/запасом топлива, да и сесть не сможет…). Так что будут плавать по морям вертолетоносцы с трамплинами…
Но вот Япония выделяется из этого списка - она вполне может поступить и по другому - взять да и построить авианосец нормального водоизмещения! Осилит - никаких вопросов! Тут можно вспомнить ворчание про память Перл-Харбора в американской прессе, когда только строился «Осуми» - а что будет теперь? С этим и связано долгое молчание японцев по поводу проекта 19.000т эсминца-вертолетоносца - просто не будет его, конец эволюции вертолетоносцев...
Да и авианосная гонка на Дальнем Востоке получит новый стимул…
Видимо подходит к концу недолгая эпоха самолетов СВВП - всё возвращается на круги своя…