Проект круизного судна ПКС-200 "Золотое кольцо" на 200 пассажиров
В последние дни, в связи с катастрофой "Булгарии" на Волге, в профильных форумах раздались голоса, что государство ДОЛЖНО обновить флот речных круизных судов в России. Этих романтиков успокоили сразу - государству теперь не до этого, оно не занимается обеспечением отдыха трудящихся, как в СССР, это всё теперь дело "бизнеса". Посмотрим, насколько ему по силам подобная программа?
Единственный отечественный проект по речным круизным судам, к-рый я нашел - ПКС-200 "Золотое кольцо" (построенная в этом году "Сура" - совсем иного класса, маленькая). Объявленная стоимость постройки - 600 млн. руб. (западные проекты, говорят, раза в 2 дороже, китайские неизвестно - там до сих пор ходят круизники, от к-рых мы отказались в начале 90-х, построенные в Германии). Скинем 20% - проектанты вполне могли перестраховаться (хотя на практике, особенно при постройке первых кораблей, все может выйти и наоборот!) - 480 млн. руб. Какой срок окупаемости интересен предпринимателям в РФ ? Считаю, не больше 6 лет - и то много! Значит за год надо "отбивать" чистыми 80 млн. руб. Примерно четверть можно будет списать на амортизацию, а с остальных - прибыли - заплатить налог + 15 млн. руб. Всего судно должно принести владельцам 95 млн. руб. за год., для ровного счета примем 100 млн. руб.
Насколько это реально? Навигация в России - 150 дней - это не Дунай или даже Рейн, где туристов катают круглый год, мы страна северная, пока глобальное потепление не грянет, конечно. Возьмем 50% заполняемость кают за полный срок навигации. Для ПКС-200 это даст 15.000 туристодней в год. Кроме того, еще при СССР круизные суда, в несезон, стали использовать как гостиницы, предусмотрим и этот вариант - за вычетом времени, необходимого на межсезонный ремонт и обслуживание судна это даст еще примерно 150 дней гостиничного сервиса. Заполняемость, вероятно, будет ниже - примерно треть - что даст 10.000 койкодней. Но по определению отдыхающий летом человек тратит больше - на напитки, экскурсии, сувениры и пр., поэтому с койкодня "снять" удастся меньше, чем, с туристодня - оценим, что вдвое меньше и приравняем 10.000 койкодней к 5.000 туристодней, к-рых у нас, таким образом, наберется за год 20.000. Несложным делением получим, что каждый турист, каждый день должен приносить ПРИБЫЛИ владельцам судна прибыли (не просто тратить - эта сумма гораздо больше, из нее платится з/п, покупается ГСМ, обслуживается судно и пр.,пр.,пр. текущие расходы) 5.000 руб. Насколько это реально? А вспомним реакцию на мой речной круиз (
nosikot.livejournal.com/251123.html) в Питер - он мне обошелся чуть больше чем в 5.000 руб в день на человека, что было признано, как "очень дорого"! Т.е., с учетом того, что с меня "снимали" в день примерно 1.000 руб. прибыли, для нового судна цена путевки должна будет вырасти на 80%! Вывод: необходимо понизить норму прибыли (как и было в СССР, когда речные круизы не были дешевыми - не помню точно, почем в 1979 была у меня Москва-Астрахань-Москва, но примерно 350-400 руб.!), примерно в 5 раз - но кто же на такое согласится, с учетом инфляции, банковских процентов и "возможностей" в торговле/спекуляциях и получении бюджетного финансирования?!
Поэтому пока у нас останутся суда, доставшиеся от СССР, к-рые каждая компания ремонтирует и содержит в соответствии с остатками совести/человечности у своих хозяев - только и всего! Причем подобные расчеты можно проделать по любой производительной сфере экономики - с/х, машиностроение, энергетика, авиация и пр. - тех.перевооружение в РФ просто НЕВЫГОДНО ! Пока еще есть чего украсть, попилить или банально обмануть/отравить потребителя!