22 июня… В этот день в 1941 году Германия напала на нашу страну - началась Великая Отечественная война. И все же даже в 1941 году это была не игра «в одни ворота». У нас была развитая, современная оборонная промышленность, дающая превосходное вооружение и технику, твердое и целеустремленное руководство. Наш народ выдержал это суровое испытание, в жестокой борьбе одолел сильного и коварного врага, разгромив вооруженные силы противника и взяв штурмом его столицу. Но Победа досталась нам очень дорогой ценой - СССР потерял в войну почти 27 миллионов человек и треть своего национального богатства
Германия напала на СССР без предъявления претензий, каких-либо предшествующих конфликтов и обострения отношений. Напала при помощи полностью отмобилизованных вооруженных сил, имевших почти двухлетний опыт современной маневренной войны. Вермахт и люфтваффе имели отличные на то время системы связи и управления, передовую тактику, ими было на практике отработано взаимодействие всех родов войск на поле боя. Личный состав, включая командование, был воспитан или обработан с помощью германской нацистской идеологии, в духе превосходства над «расово неполноценными» народами.
Политической целью войны было приобретение «жизненного пространства» на Востоке и уничтожение жизненных сил русского народа (включая сюда малороссов и белорусов) путем целенаправленного геноцида, разрушения социальной инфраструктуры (городов, образования и образованной части населения, медицины, учреждений и памятников культуры, общественных организаций и СМИ). Ни о каком сохранении государственности, самоуправлении или интеграции в «тысячелетний рейх» даже речи ни шло. Так что любители «баварского» оказались бы в «пролете»…
Столкнулись две диаметрально противоположные идеологии - германская (западная) основанная на природном превосходстве одних над другими и наша (русская), имеющая целью достижение социальной справедливости для всех.
Все широко известные факты (Локотское самоуправление, РОНА, РОА, корпус фон Паннвица, «хи-ви» и пр.) представляют собой импровизации местного командования, столкнувшегося с нехваткой сил, партизанским движением и, на рефлекторном уровне, осознавшего гибельность гитлеровской политики на Востоке. Высшее нацистское руководство такие эксперименты не одобряло (Гитлер однозначно был против вооруженных русских в форме вермахта!), но, в конце концов, в силу их ограниченности и тяжелой военной обстановки закрыло на этот вопрос глаза. Для подавляющего большинства советских граждан (кроме прибалтов и западенцев, из которых были сформированы боеспособные дивизии СС) участие в этих формированиях было альтернативой уничтожения в концлагерях. Понять их можно, оправдать - нельзя! Кстати, потери среди этих контингентов - весьма немалые - включены в людские потери СССР в войне…
Всего в немецком плену были уничтожены более 2,5 млн. советских военнопленных (из 4,5 с лишним миллионов человек), но среди попавших в плен в 1941 году соотношение убитых гораздо больше. Причем политкорректный термин «погибшие» здесь использовать никак нельзя - люди, находившиеся на открытом воздухе, без медицинской помощи и практически без пищи только чудом могли выжить! Это было именно уничтожение, геноцид. То, что применялся голод и холод вместо газовых камер - это лишь различие в технологии убийства. Причем такое отношение было почти исключительно к русским - ведь в соответствии с требованиями Женевской конвенции пленные «сортировались» по национальному признаку.
Подавляющее большинство немецких командиров беспрекословно выполняло «приказ о комиссарах», предписывающий расстреливать попавших в плен политработников РККА, многие из которых были евреями. Оправдания в послевоенных мемуарах германских генералов служили лишь пропуском в новый западный антисоветский мир. На оккупированных территориях масштабно осуществлялся геноцид евреев, причем для этих целей немцы особенно широко использовали отряды прибалтов и галичан.
Нужно сказать, что военные цели кампании не были четко определены ни в плане «Барбаросса», ни позже, они подменялись задачами достижения локальных, в том числе - военно-экономических целей. Многие удачные операции вермахта выглядели впечатляюще, но не привели к выигрышу войны. Первоначально война против СССР задумывалась как пролог к окончательной расправе с Англией (или как условие мира и союза с ней, причем, очевидно, выдвинутое англичанами в ходе циничной разведывательно-дипломатической игры 1940-41 гг), но в реальности Великая Отечественная война похоронила нацистскую Германию и ее режим. Германия недооценила наши силы и переоценила свои. Кроме того, немецких подвижных соединений было просто недостаточно для достижения даже промежуточных целей плана «Барбаросса». Первый серьезный кризис возник в августе 1941 года, а Битва под Москвой окончательно похоронила надежды немцев на серьезный стратегический успех. В 1942 году Германия могла вести наступление только на одном стратегическом направлении (опираясь на ненадежных союзников, причем и здесь умудрилась разделить свои силы), а в 1943 - пробовать прорвать фронт на двух участках протяженностью всего в несколько десятков километров.
При этом нельзя забывать, что на СССР напала не только Германия (вместе с Австрией) - в агрессии приняли участие Финляндия (уже вечером 21 июня (!) финские корабли вместе с немецкими осуществляли активные минные постановки на Балтике), Италия, Румыния, Венгрия, Словакия, Хорватия. Испания направила на Восточный фронт дивизию. В составе вермахта воевали французы, люксембуржцы, чехи, поляки - мобилизованные на территориях, присоединенных к Германии в 1939-41 гг. В составе войск СС против нас воевали голландцы, бельгийцы, французы, датчане, норвежцы, шведы (были они и в финской армии). Можно считать вся объединенная Европа была тут! Даже у Наполеона «интернационал» был поменьше…
Через Испанию Германия получала стратегическое сырье (в т.ч. - от филиалов американских транснациональных корпораций), Швеция поставляла железную руду (и разрешила транзит немецких воинских частей через свою территорию), Швейцария - высокоточное оборудование. На Германию работала промышленность почти всей Европы - кроме Британских островов, на предприятиях и в сельском хозяйстве использовался рабский труд военнопленных и специально угнанные «восточные работники» - это, в значительной степени, компенсировало мобилизацию мужчин.
Таким образом, для уничтожения нашей страны и народа Германия использовала буквально все силы и резервы, развязав тотальную идеологическую войну.
Теперь - о тяжелом. Несмотря на очевидные признаки приближающегося нападения, наша страна оказалась к нему не готова, внезапность немцы себе обеспечили. Предпринятые в последние дни перед войной нашим руководством меры - призыв 800 тысяч резервистов на БУС, приказ объявить боевую готовность № 2 на флотах, перевод на Западном ТВД командования и штабов на полевые КП, эвакуация антисоветских элементов из Прибалтики и пр. - оказались запоздалыми и несвоевременными, кроме того не везде исполнялись надлежащим образом. Конечно же, всю полноту ответственности «за все» в стране несет 1-е лицо, но необходимо не забыть и тех, в чьи прямые обязанности входила обороноспособность страны, боеготовность частей и соединений, а также выполнение приказов из центра перед самой войной. Достаточно вспомнить, как по-разному встретили начало войны на Западном фронте и на других фронтах и флотах. Тимошенко, например, просто отказался писать мемуары после войны, у многих других прослеживается тенденция свалить все на Сталина.
РККА не закончила «реформу Тимошенко», в войсках не освоили новые образцы вооружения и техники, абсолютно недостаточно было современной техники связи, автомобильного транспорта, взаимодействие родов войск было ниже всякой критики. Огромные средства перед войной были вложены в строительство крупных боевых кораблей - они так и не были достроены, да и не потребовались, но отвлекли на себя большой объем ресурсов. Опыт боевых действий в Испании и на Халхин-Голе зачастую оценивался неправильно (особенно в авиации и механизированных частях). Значительная часть командования оказалась «не на высоте». Да и рядовой состав не сразу понял, что после 1937-38 гг. воюет за свою Россию, а не за «вязанку хвороста для пожара мировой революции» - в идеологической работе власть допустила серьезные ошибки, оглядываясь на "заграницу".
И все же даже в 1941 году это была не игра «в одни ворота» с немцами, как в 1914-17 гг. - у нас была развитая, современная оборонная промышленность, дающая превосходное вооружение и технику, всеобщая грамотность, твердое и целеустремленное руководство. Оказывали значительную помощь и англо-американские союзники, но основной ее объем приходится на 1943-45 гг., т.е., ленд-лиз помог нам выиграть войну, но не очень помог выстоять в самое трудное время.
Наш народ выдержал это суровое испытание, в жестокой борьбе одолел сильного и коварного врага (вся «стратегия» немцев с осени 1943 года заключалась, фактически, в том, чтобы убить как можно больше наших солдат), одержал Победу, разгромив вооруженные силы противника и взяв штурмом его столицу. Но Победа досталась нам ОЧЕНЬ дорогой ценой - погибло почти 27 млн. человек. СССР потерял в войну треть своего национального богатства.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ погибшим на фронте и за его линией, в тылу, в блокадном Ленинграде, в оккупации, в концлагерях и на принудительных работах в Германии!