*
Оригинал взят у
serezhik_18 в
К 85-летию Николая Силиса*
Сюжет канала "Культура" от 06 июня 2013 г.
В своих скульптурах Николай Силис часто воспевает женскую красоту, но изображает женщин в виде символа, стараясь, чтобы ни одна из работ даже отдалённо не напоминала реально существующих людей. Мастер считает, что самое важное для художника - избежать творческого застоя и самоуспокоения. И с удовольствием продолжает работать. Сегодня Николаю Силису 85! Рассказывают «Новости культуры».
Своими работами он словно говорит «нет» углам и прямым линиям. Главным в скульптуре Николай Силис считает форму. Материал, фактура, размер - все отходит на второй план. Хотя в Строгановском училище, куда он поступил сразу после войны, как раз это и было первостепенным. Точкой отсчета, началом своего творчества он считает композицию «Три грации».
«”Три грации” я сделал сразу после окончания института, - вспоминает художник. - Вопреки институту, и у меня были совсем условные фигуры, и степень условности покоробила даже моих товарищей близких - Сидура и Лемпорта».
Окончив Строгановку, Силис вместе с бывшими сокурсниками Дмитрием Сидуром и Владимиром Лемпортом создали творческое объединение - «ЛЕСС» - названное по первым буквам фамилий его участников. На их счету огромное количество монументальных композиций, выполненных для госучереждений не только Советского Союза, но и зарубежных стран
«Вот это панно установлено в посольстве в Греции в Афинах, - рассказывает фотограф Виктор Усков. - Громадное панно, сделанное Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом. Вот это панно могло бы сейчас украшать дом Чайковского, но оно было в советское время срублено отбойными молотками, потому что оно называется “формализм”».
Определение «формализм», как приговор, преследовало Силиса. Его творческий путь напоминает борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Но как истинный рыцарь - Николай Силис оставался верен своей Дульсинеи. Сотни женских фигур, созданных им в разные периоды, отражают поиск идеала художника. Не случайно, «Рыцарь печального образа», так же нашел отражение в бронзе, гипсе и графике.
«Мне нравится, хотя он не свойственный моей работе, моему творчеству вот единственный пожалуй мужской портрет, но с цветком, - говорит Николай Силис. -Обычно почему-то воинственных делают, а у меня он такой лирический с цветком , близорукий такой и в нем видят нечто больше, чем цветок».
В 89-м режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн получил приз имени Тарковского. Тогда в качестве награды был вручён тот самый «Дон Кихот». Даже уменьшенная копия, отлитая из бронзы, оказалась настолько тяжелой, что едва ли не выпала из рук лауреата прямо на сцене.
«Я знал об этой скульптуре, и когда мне ее вручили, я, конечно, был в абсолютной радости, не столько от премии Тарковского, сколько от того, что просто становлюсь обладателем этой уникальной вещи», - рассказывает Юрий Норштейн.
Своё место скульптуры Николая Силиса находят не только в мастерской или крупнейших музеях, но и обретают дом у близких друзей. Поэт, композитор Юлий Ким познакомился с Силисом еще в 50-х. Когда попал в святая святых - мастерскую, был поражен красотой и гармонией форм. Шутит: между ним и этой скульптурой под названием «Юность» возникла буквально любовь с первого взгляда.
«Я ее обнимал и переносил из одного места в другое, отходил и любовался, - вспоминает Юлий Ким. - Она стояла рядом с Дон Кихотом и еще с какой-нибудь скульптурой, пока не добивался нужного эффекта. В общем, привязался настолько, что она была мне подарена на мое 60-летие».
В свои 85 Николай Силис не перестает ваять и лепить. Его и сегодня называют новатором. Сам мастер говорит, что для его пластических композиций жанр еще не придуман.
К 85-летию Николая Силиса завтра, 7 июня, в 12.15 в эфире нашего канала передача из цикла «Эпизоды».
В сообществе, посвященном творчеству Ю. И. Коваля, этот замечательный фильм о художнике доступен всем желающим:
http://community.livejournal.com/suer_vyer_/138572.html