*
upd
"Фёдор Савельевич, как нам будет не хватать Вас!"
Хитрук прожил долгую (95 лет), очень трудную (ХХ век - не поле перейти), и очень счастливую жизнь.
Во-первых, он выжил в убийственной войне (служил не только военным переводчиком, но и комвзодом радиоперехвата). А во-вторых, нашел свое призвание в невозможно сложном деле одушевления.
Хитрук - русский Дисней, и для отечественной анимации сделал столько же открытий, сколько его заокеанский коллега. Кстати, на студии «Дисней» Хитрука уважали и почитали. А нашего Винни-Пуха, американские аниматоры сочли более обаятельным, мудрым и непосредственным, чем их собственный.
Им созданы сотни мультипликационных характеров в качестве аниматора. Есть легенда, что он стал прототипом Олей-Лукой в фильме «Снежная королева», во всяком случае эту роль он сыграл от начала до конца, что в анимации бывает крайне редко. И характер пухлого волшебника под сновидческим зонтиком стал совершенным шедевром.
1962 год, год создания «Истории одного преступления» для отечественной анимации стал годом перелома, эстетической революцией. Новые стиль, ритмы, интонация, совершенно новое условное пространство. В этом фильме дома повисли в пустоте, возник образ города и характер горожанина. Было ощущение, что в душном помещении, открыли форточки. Хитрук любил работать с молодыми художниками, недавними вгиковскими выпускниками, такими как Сергей Алимов. Прислушивался к их мнению, мучительно искал и находил единственно верное решение. И потом это его решение оборачивалось безупречной формой и многослойным содержанием его немногих, но выдающихся фильмов. Каждой своей работой он шел новой, еще неизведанной дорогой. Поэтому столь несхожи его картины.
Если бы рейтинг советской анимации доверили мне, то распорядилась бы я так. Лучший сатирический мультик - «История одного преступления». Лучшая экранизация - «Винни-Пух». Лучшая мульткомедия - «Фильм, фильм, фильм». Лучшие детские фильмы - «Каникулы Бонифация» и «Топтыжка». И все эти соцветия и плоды - дело рук одного садовника - режиссера Федора ХИТРУКА.
Однажды я спросила его, какую из своих картин он считает автопортретом. Конечно, «преднамеренных» автопортретов он не делал, но признался, что «Каникулы Бонифация» - фильм про него. И когда в зале он слышал счастливый смех и восклицания: «Ну правда, какая все же замечательная вещь каникулы!», - сам вздыхал счастливо: «Плевать, забыть о страданиях, которые перенес во время работы. Думать о новой картине!” Знаете, почему он так говорил? Потому что легкий, волшебный, изящный Бонифаций оказался для него самым трудным персонажем. “Его нельзя было поворачивать, - рассказывал мне Федор Савельевич, - а в фас нельзя было нарисовать. Обаяние пропадало. Как же мы мучились. Но он хорошо смотрелся в профиль, и мы старались эту профильную магию сохранять”.
Все его фильмы и отличаются подобной необъяснимой никакими словами магией, и пока персонажи не начинали не только двигаться, но дышать, он не позволял им “входить” на экран. Он говорил, что в каждой картине рассказывал про себя. А дело, которому он посвятил жизнь называл «ворожбой».
Когда я поинтересовалась мнением патриарха о нынешнем и завтрашнем дне нашей мультипликации, то услышала вот что:
«Спрашиваете, верю ли я в будущее анимации? Вы вправе спросить: верю ли я в будущее своей страны? Хочется верить. Мы вылетали еще и не из таких передряг и ужасов».
Лариса Малюкова
Хитрук навсегда:
http://animalife.ru/2012/12/03