Скромное обаяние гения

Aug 26, 2012 15:22

Оригинал взят у ptica_77 в Скромное обаяние гения
В пятницу в рамках шестого Бу!феста побывала на чудесной лекции мультипликатора всех времён и народов Юрия Борисовича Норштейна - автора сами знаете чего (ну, т.е. нашего всего, практически).
Лекция называлась «Замысел и история фильма». К началу я, естесссно, опоздала; всего на 5-7 мин., что, впрочем, не помешало мне занять лучшее место в центре первого ряда, каким-то чудом оказавшееся свободным. Так что известная поговорка: «Кто рано встаёт, тому бог даёт» - оказывается не всегда верна, иногда бог бывает более милостлив к тем, кто умеет ждать.
Конечно, пересказывать лекцию - занятие как минимум не благодарное, я и не буду пытаться. Но поскольку было безумно интересно, а слышали это, к сожалению, немногие, я попробую изложить хотя бы некоторые тезисы, поспешно записанные мною на обороте случайно оказавшейся в сумке копии решения суда юристы - люди серьёзные, им в этой жизни не до мультов ваще:)



(Мне кажется, что автор и один из его любимых героев здесь даже чем-то похожи)



Вступительной частью лекции был рассказ о практически безграничных, по мнению ЮН, возможностях мультипликации. В качестве примера того, что языком мультфильма может быть рассказана абсолютно любая история (чего нельзя сказать ни о кино, ни о театре, ни тем более о других видах искусства), надо только форму изложения выбрать подходящую, нам был вкратце пересказан «Король Лир» Вильяма нашего Шекспира, в форме сказки. Т.е. всё как обычно: жил-был король, у него было три дочери и т.п. Такого рода рассказ, кстати, совершенно не искажающий авторский замысел ни по сути, ни по форме, как это не удивительно, прекрасно ложится на язык мультипликации, становится не только зрелищным, но и доступным ширнармассам.

Затем лектор перешёл собственно к замыслу фильма. На примере одной из своих ранних работ «Лиса и заяц» ЮН рассказал, какой трудный путь проходит автор, его соавторы-художники (у ЮН это в основном его супруга и многолетний соавтор Франческа) и сами персонажи от начального замысла картины до его воплощения на экране. В частности, замысел «Лисы и зайца» долго вынашивался ЮН и старательно отрисовывался Франческой в массе различных вариантов, пока за 3 дня до сдачи концепции фильма худсовету ЮН не пришел к идее народной живописи, практически лубка, которая была подсказана ему книгой «Городецкая роспись».

Далее на стенде с ватманом буквально за несколько десятков секунд быстрыми размашистыми движениями был нарисован зайчик - главный герой мультфильма:



Кстати, вы едва ли задумывались, а я вот только вчера узнала, что самый распространённый герой мультфильма - клоун или скоморох, кем бы он не предстал перед зрителями на экране: зайчиком ли, Акакием Акакиевичем в гоголевской «Шинели» или любым другим известным нам персонажем практически любого мульта.

В качестве иллюстрации нам был представлен клоун - в шутовском колпаке, широких шароварах и традиционных больших клоунских ботинках - аналогия с зайчиком была очевидна:



Потом ЮН рассказал, как развивая историю об оскорблённом маленьком существе - зайчике, выгнанном из дома - и прослеживая взаимоотношения зайчика с другими героями фильма, он постепенно пришел сам (и привёл зрителя) к идее неверия в справедливость мира.
Вот вам и мультик - детсткая сказочка…



Далее при помощи кружочка и простенькой рожицы ЮН продемонстрирован нам, как можно показать направление взгляда и различные состояния мультгероя:



Продолжая рассказ о рождении персонажа, ЮН пририсовал к кружочку хвостик и верёвочку - получился воздушный шарик; ниже был нарисован ещё один шар, но уже чуть затемнённый, очевидно тяжёлый и поэтому лежащий на земле. Т.о. зрителю могут быть представлены разные материалы, а, следовательно, и разные возможности персонажей:




В левой руке здесь ЮН держит лист, на котором нам была показана деталировка зайчика, позволяющая персонажу двигаться в кадре.

Вторая часть лекции была посвящена титаническому многолетнему труду ЮН - гоголевской «Шинели». Тут особенно трудно что-либо пересказать, поскольку сам материал весьма многогранен, и рассказ о нём был тоже не прост. К тому же слушать, писать и пытаться фотографировать - у меня очень плохо получалось, поэтому изложу лишь несколько тезисов.

В частности, шокирующая новость: герои «Шинели» - тоже клоуны. Да, рыжий клоун - Петрович, а белый клоун - Акакий Акакиевич.

В основу образа Ак.Ак. была положена ставшая одним из лейтмотивов фильма память о «любви к буквам» - единственной настоящей любви героя. А буквы и сами по себе очень мультипликационны:



И раскадровка всего мультфильма, и движения персонажей тоже делались ЮН по принципу клоунады.
Здесь ЮН показывает другим цветом движение Ак.Ак.:



Под налетевшей вьюгой Ак.Ак. делится с любимой буквой самым дорогим, что у него есть - шинелью.
Одной быстрой линией вокруг буквы появляется шинель:



ЮН показывает нам мёрзнущего под порывами ветра Ак.Ак.:



Вдруг любимая буква отвечает Ак.Ак. взаимностью и распахивает перед ним полы спасительной шинели:



Не верящий своему счастью Ак.Ак. оказывается в тёплых объятиях буквы-шинели:



Завершилась история, как мы помним, совсем нерадостно, но время лекции подошло к концу, и ЮН вынужден был прервать свой интереснейший рассказ. Потом было еще полчаса ответов на вопросы. А потом наступила минута моего личного триумфа, чем не могу не похвастаться.
В течение всей лекции ЮН снимал со стенда изрисованные листы ватмана и бросал их на пол рядом с собой. Пользуясь своим исключительно выгодным положением в зале, я, как только отгремел аплодисмент, бросилась в ноги Юрию Борисовичу и выхватила из горки листов зайчика. «Умная такая» я, конечно, была не одна; под ногами ЮН образовалась небольшая куча-мала, немало ЮН удивившая. Но я была быстрее, выше, сильнее проворнее и наглее других, поэтому зайчик достался мне. Ну и что, что вела себя не очень прилично. Но как показывает практика, очень уж приличным вообще мало хорошего в этой жизни достаётся.
А у меня теперь норштейновский зайчик с автографом автора:



Всем всех благ!

выступления Норштейна

Previous post Next post
Up