"Ислам стал мировой религией не столько благодаря арабам, сколько вопреки им, придя к народам с иным культурным багажом, он превратился в умеренную монотеистическую религию, в то время, как сами арабы всегда тяготели к наиболее радикальным толкованиям текстов Корана от средневековых ассассинов до современного ваххабитов."
Арнольд Эйдж, профессор университета Ватерлоо
Возможно, идея ислама и возникла в арабской среде, но роль превращения ислама в мировую религию, его сохранения и распространения принадлежит не им.
Лоренц Витт. О не аравийском происхождении ислама
Арабы - прозелиты ислама, а не его создатели
Тексты европейских путешественников 18-19 вв. описывают отсутствие ислама у аравийский бедуинов и укоренение ересей и идолопоклонства в среде арабов - городских жителей.
"Все оттенки ислама в Аравии мирно уживались с культом святых, широко распространенным по всему полуострову, и даже с пережитками идолопоклонства."
Арабский историк Ибн Ганнам так описывает верование аравийских жителей: "В те времена (зарождение секты ваххабитов, 18 век) большая часть людей погрязла в скверне, она стали предаваться поклонению святым праведникам и забросили единобожие и религию. Люди приходили к святым и их могилам и требовали совершить какое-либо доброе дело или избавить их от несчастья. Они обращались с подобными призывами к живым и мертвым. Многие верили, что такие вещи, как камни и деревья, смогут "принести пользу или причинить вред". С их умами играл шайтан. В своем неверии они превысили жителей джахилийи (доисламская Аравия)."
В оазисах Неджда было много таких дел, и каждый предавался им. Сам Неджд был пастбищем для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих истинной религии. Существовало несколько могил, которые предположительно были могилами сподвижников Пророка, и люди совершали к ним паломничества, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей.
В городе Манвуха росла пальма Фахль ан-Нахль. Люди были убеждены, что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам выйти замуж. Вокруг пальмы совершали шествие и вешали на нее украшения.
Около ад-Дир'ийи находилась священная пещера называемая "Пещерой дочери Эмира", где оставляли хлеб и мясо. Согласно легенде, однажды несколько нечестивцев хотели обесчестить дочь эмира, но она призвала на помощь Аллаха, и раскрылась пещера, которая и стала местом преклонения.
В Эль Харадже, недалеко от ад-Дир'ийи, жил знаменитый "святой" по имени Тадж. К нему обращались за благословением, просили сотворить добро, отвратить беду. Ему за это платили.
В Мекке был мавзолей Абу Талиба, могилы некоторых жен Пророка. С громкими криками мужчины и женщины обращались к могилам со своими просьбами. То же происходило у могилы Абдаллаха ибн Аббаса в ат-Таифе. На могилах святых приносили жертвы . По утверждению арабских историков того времени культ святых и поклонение могилам существовали и за пределами Аравии. Арабы в те времена совершали жертвоприношения духам (джиннам) и просили у них избавления от болезней. "Накануне появления ваххабизма жители Джауфа, подобно жителям всего полуострова, впало в полуязычество и поклонялось местному джинну", - писал французский путешественник У. Пэлгрев.
Все исследователи Аравии отмечают также, что ислам плохо прививался среди бедуинов, этих "аристократов пустыни". Если у полукочевых и оседлых племен еще сохранились достаточно устойчивые исламские традиции, то отношение бедуинов к исламу характеризовалось от чисто номинального до совершенного неприятия. Вот что пишет французский энциклопедист и путешественник К.Ф. Вольней: "Бедуины, живущие на границе с турками, из политических соображений делают вид, что они мусульмане, однако они столь мало религиозны и их набожность настолько слаба, что их считают обычно неверными, не имеющими ни закона, ни пророка".
По сообщению И. Буркхарда, известного английского путешественника, "до ваххабизма многие бедуины зачастую вообще не знали ислама". Пэлгрев утверждал, что "в массах кочевого населения ислам на протяжении 12 веков произвел очень мало или никакого эффекта. Ориентируясь во время перекочевок по небесным светилам, бедуины создали культ солнца, луны и звезд. Бог для бедуинов - это вождь".
Офицер российского генштаба Давлетшин писал: "Религиозностью кочевые арабы совершенно не отличаются, и к религии примешивают много своеобразных обычаев и преданий, которые идут совершенно вразрез с учением ислама".
Что касается направления, которого придерживались арабы, соблюдающие ислам, то в Аравии в то время наряду с ханбалитским мазхабом, распространенным в основном в оазисах Неджда, находили благоприятные условия и различные "еретические" течения, например хариджиты и их подразделения ибадиты. Долгое время в районе аль-Хасы существовало сильное государство карматов со своеобразной общественной структурой. Что касается других районов полуострова, то в Омане большая часть населения принадлежала к секте ибадитов, а в Йемене - к умеренной шиитской секте зейдитов. В восточных и северо-восточных районах полуострова, связанных с Южным Ираком и Ираном, многие арабы исповедовали шиизм. В городах и районах Хиджаза преобладали мусульмане различных правоверных толков.
Абузагир Мантаев. Ваххабизм и политическая ситуация в Дагестане * * *
Прозелиты ислама чаще всего лишь номинально и поверхностно считали себя мусульманами в силу того, что предыдущий религиозный (языческий) опыт всегда сохраняет свою устойчивость, ослабевая или утрачиваясь медленно и отнюдь не путем запретов или отмены, но посредством переосмысления привычных воззрений и приспособления их к новому вероучению.
* * *
Доказательством того, что арабы - не создатели ислама, а его прозелиты - служат свидетельства путешественников 18-19 веков. Французский путешественник Константин Волней писал: "Бедуины, живущие на границах с турками, из политических соображений делают вид, что они мусульмане, однако они столь малорелигиозны и их набожность настолько мала, что обычно их считают неверными, не имеющими ни закона, ни пророков. Они сами с охотой признаются, что религия Магомета не для них создана. Ибо, - добавляют они, - как нам выполнять омовение, если у нас совсем нет воды? Как подавать милостыню, если сами мы не богаты? Для чего нам поститься в рамадан, когда мы постимся весь год? И зачем ходить в Мекку, если бог есть повсюду?"
Юрий Петраш. Мусульманское сектанство * * *
Выше сказанное согласуется с описанием жителей Хиджаза паломником Ибн Джубайром, совершившим хадж из Гранады в конце 12 века. В своём "Путешествии" он пишет:
"Большая часть жителей Хиджаза и других областей образуют секты и партии. У них нет единой веры; они делятся на различные толки. Они обращаются с паломниками так, как не обращаются с зиммиями. Они лишают их большей части их припасов, которые присваивают себе, грабят их дочиста, отбирают все то, что находится у них в руках. Паломник не перестает быть у них в долгу деньгами и провизией, пока Аллах не сделает возможным возвращение его на родину.
Если бы Аллах в этих краях не облегчал мусульманам их положение через Салах ад-дина, то они подвергались бы таким притеснениям, что мусульманин не смог бы назвать имя своего ребенка и не поверил бы в возможность смягчения зла.
Та из стран ислама, которая больше всего достойна быть очищенной мечом и лишенной грязи и скверны - это страна Хиджаза, где жители отреклись от чистоты ислама и посягают на добро и кровь паломников."
Примечание: Провинция Хиджаз - родина Мухаммеда, его административный центр - город Мекка.
Ибн Джубайр. Путешествие * * *
Вахабизм арабов против традиционного ислама тюрков
Ни один народ не восстаёт против религии его сформировавшей, другое дело, если религия навязана извне. Вахабизм это арабское противодействие традиционному исламу, насажддённому в Аравии тюрками в течении их 800 летнего господства над арабами: вначале Мамелюки (13-16 вв.), затем Османы (16-20 вв.)
* * *
ВАХХАБИЗМ - религиозно-политическое движение, возникшее в XVIII веке в Центральной Аравии - Неджде. Оно начало свою активность под лозунгом «очищения» ислама и возвращения к порядкам времен пророка и объединения арабов против Османской Турции. Английские колонизаторы использовали эту ситуацию в своих целях, вооружив сторонников этого течения для борьбы с Халифатом. Именно поэтому они объявили Ханафитский мазхаб, которого придерживались османские турки кяфирским.
Первым практическим деянием Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба (лидера Ваххабизма) стало разрушение могилы сахабы Зейда ибн аль-Хаттаба в Джубейли, она была сровнена с землей. В 1803 году они захватывают Мекку, затем Медину и также разрушают все могилы, в том числе Аишы, Фатьмы и Сахабов (р.). Так под лозунгом «возвращения к первоначальной религии» шло фактическое разграбление художественных ценностей мусульман, известно, например, что награбленных драгоценностей из мечети Пророка (с.) было продано ваххабитами на сумму 100 тысяч золотых талеров.
Валиулла Якупов. Движения, течения, секты * * *
Ваххабиты считают, что:
1. Аллах - материальное, физическое тело, сидит на Аль-Арше. Он имеет руки, ноги, лицо и другие части тела.
2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.
3. Не признают большинство высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.
4. Неверных (включая и мусульман), не примкнувших к секте, можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
Ренат Халилов. Ересь ваххабизма * * *
Ваххабиты, призывают к отказу от дифференциации нововведений на хорошие и запрещенные. Этим они в первую очередь разоблачают себя, так как используют полумесяцы на мечетях, хотя доказано, что они появились лишь в 15 веке в Османской Турции, рисуют, нарушая свою же конституцию, портреты королей на своих деньгах, хотя такого в исламе никогда не было, и т.д.
Кто был в музее Королевства Саудовская Аравия (КСА), не мог не обратить внимание, что история представлена на стендах, мягко говоря, прерывисто: есть сведения о первых веках ислама, сведения из сиры Пророка (с.) и сахабов (р.) и затем сразу период с 18 века, т.е. даются сведения о деятельности их основателя, ересиарха Мухаммеда Габдел-Ваххаба. И создается впечатление, что ханафитского периода в истории Мекки и Медины с 1517 по 1924 год (османское время) не было. Нет ни малейшего упоминания.
Валиулла Якупов. Татарское богоискательство и пророческий ислам * * *
У народа, создавшего ислам, он, на протяжении истории, сохраняется в традиционной форме в отличие от народов - принявших ислам (арабы, персы, индусы), у которых он искажается в разнообразных ересях и сектах, вплоть до возврата к язычеству.
* * *
На самом то деле «хороший» ислам - это традиционный (мазхабический) ислам, как раз не подвергшийся изменению. Ислам, прошедший проверку временем. Именно кредо Абу Ханифы и его учеников. Вспомним, что все попытки реформы Ислама - ваххабизм, ахмадия, бехаизм,- никогда не приводили к позитиву, тем более т.н. «политический ислам», который исповедуют последователи Д.Афгани, М.Абдо, Х. аль-Банны и С.Кутба,- именно на совести их сторонников многочисленные жертвы террористических актов и всех кровавых столкновений. А традиционный ислам в лице ханафитских ученых и священнослужителей никогда не был замешан в этих ужасах.
Татары могут и должны гордиться сохранением ханафизма в наиболее чистом виде без всяких изменений, заслуга татар в том, что они смогли донести до современности чистый пророческий ислам, не искаженный ересями позднейших времен, 18 и более поздних веков. Татары, получив ислам от сахабов Пророка (с.), так и хранят его как аманат. Если бы мы получили его из Средней Азии, почему у нас нет свойственных им искажений?
Только в мазхабическом исламе среди источников шариата существует понятие «урф», по-татарски «гореф», то есть народный обычай; именно поэтому мазхабический ислам учитывает обычаи местных народов, так как их национальные обычаи не являются чем-то внешним по отношению к исламу, по воззрению мазхабов, они могут существовать в рамках исламского шариата, являются источниками шариата наряду с Кораном, Сунной, кыясом и т.д. А ведь все реформированные течения ислама, в первую очередь ваххабизм и «политический» ислам именно не согласны с этой позицией ханафизма.
Есть в татарском исламе то настоящее, базисное, что делает его настолько устойчивым, несмотря на отдаленность от центров исламской цивилизации, близким к пророческому идеалу. Отсутствие отступлений и ересей, тяготение к умеренному исламу удивительно, и необъяснимо.
Косвенные доказательства и признаки присутствия идеалов Пророка (с.) у татар в неискаженном виде можно зафиксировать во многих веках. Например, путешественники отмечали именно булгар в качестве «злейших сарацин», подчеркивая повышенную исламизацию их в сравнении с другими мусульманскими народами, укорененность исламского мышления в среде народа.
И наконец жесткость и принципиальность в защите даже незначительных на первый взгляд внешних проявлений исламской обрядности. Во время визита делегации Ибн Фадлана были попытки навязывания пустивших корни у арабов новшеств (бидгат) в чтении азана. Эти попытки были тут же пресечены. Очевидно, что это поведение не неофитов, а обладателей подлинного знания, сохранившегося с пророческих времен, так как булгары в своем отказе опирались на тот авторитет, который был превыше авторитета халифы.
Валиулла Якупов. Татарское богоискательство и пророческий ислам