Приглашаю всех интересующихся историей национал-социализма на очередную экскурсию в город Мюнхен. На этот раз мы посетим знаменитое репрезентативное здание Третьего Рейха «Дом искусства» или как было бы правильнее назвать его - «Дом немецкого искусства». Перечислять сухие факты из истории этого заведения я не буду. Обойдёмся и без лишних, скучных дат. Каждый, кто желает подробнее ознакомиться с историей этого дома, найдёт кучу инфы в интернете. А мы в нашем кратком отчёте уделим главное внимание визуальному аспекту - сделаем сравнительное сопоставление фотографий времён Третьего Рейха и 2009 года. Все снимки были сделаны мною ещё в феврале/марте сего года, потому деревья все голы, а кругом всё печально серо и тоскливо. Тем не менее, именно такая унылая атмосфера, которой Дом немецкого искусства, как правило, окутан в зимнюю пору, кажется мне наиболее подходящей для представления этого дома, ибо самые яркие и прекрасные годы 72-летней жизни монументального сооружения безвозвратно ушли - годы, по сравнению с которыми сегодняшний его облик не может предстать перед нами иначе, как бесцветным и тусклым.
("Дом немецкого искусства" в 1937 году)
Сегодня официальное название сооружения - „Haus der Kunst“, т.е. «Дом искусства». Однако так было не всегда. Изначально величественное здание несло гордое название „Haus der Deutschen Kunst“ - «Дом немецкого искусства». Поэтому я надеюсь, что читатель не сочтёт за узконациональный шовинизм, если я по-прежнему буду придерживаться правильного исторического названия. Дом был назван домом «немецкого» искусства потому, что его концептуальное предназначение с самого начало заключалось в том, чтобы представлять в мире именно немецко-германское искусство и ничто другое. В этом свете переименование Дома враждебной Германии оккупационной властью в нейтральное, либерально-космополитическое «Дом искусства» является грубым (и, конечно же, намеренным) искажением первоначальной идеи, на основе которой было возведено здание. Итак, свою позицию я уточнил, а теперь начнём нашу экскурсию...
В 1913 году Адольф Гитлер прибыл из Вены на ПМЖ в Мюнхен. Культурная жизнь нового родного города произвела на него огромное впечатление. Позже, будучи рейхсканцлером, Адольф Гитлер поставил себе цель возвратить баварской метрополии то культурное значение, которое она утеряла в годы Веймарской республики (1919 - 1933гг.). В октябре 1933 года, в день заложения фундамента, он выразил это своё намерение следующими словами: «Если Берлин является столицей Германского Рейха, Гамбург и Бремен - столицами германской торговли, Эссен и Кемниц - столицами германской промышленности, тогда пусть же Мюнхен снова станет столицей немецкого искусства». В день торжественного открытия «Дома немецкого искусства» в июле 1937 года Адолф Гитлер произнёс слова: "Тот, кто желает сделать народ гордым, должен дать ему видимый и ощутимый повод, чтобы он мог гордиться".
(Фотографии сверху). Вход в «Дом немецкого искусства», первое репрезентативное сооружение Третьего Рейха, в прошлом и в настоящем. Спланировать и провести строительные работы было поручено любимому архитектору Гитлера профессору Паулю Людвигу Тросту, с которым Адольф Гитлер познакомился ещё в 1929 году и который по словам Фюрера был «единственным в то время человеком, понявшим его видения и разделявшим его эстетические взгляды». После ранней смерти Троста, строительный проект был завершен под бдительным надзором вдовы архитектора.
Как видно на верхних фотографиях, раньше над входной дверью висела табличка с пафосными словами Адольфа Гитлера «Искусство - это великая миссия, обязывающая к фанатизму» (фотография сверху слева и внизу). Сегодня на том месте, где была установлена та самая табличка, до сих пор чётко видны её контуры (фотография сверху справа).
"Искусство - великая миссия, обязывающая к фанатизму. - Адольф Гитлер".