В своём ЖЖ я об этом ещё не сообщал, но на прошедших выходных, 11-12 мая, я совершил двухдневное путешествие по Северному Приладожью, то есть юго-западу Карелии. Я обогнул Ладожское озеро против часовой стрелки по маршруту Питер-Питкяранта-Сортавала-Лахденпохья-Питер. В этом посте я немного покажу дорогу на поезде от Питера до карельского города Питкяранта, что возле северо-восточного берега Ладоги. Однако должен сказать сразу, - качество фотографий в этом посте - так себе, поскольку их большая часть сделана через грязное стекло вагона. Так что утончённым фотоэстетам под кат заглядывать не рекомендую :)
1. Стартовал я 10 мая в 10 часов вечера с Ладожского вокзала. На фото виден поезд №658 Санкт-Петербург - Петрозаводск. В январе я ехал на нём до Петрозаводска, а сейчас еду на хвостовом прицепном вагоне Санкт-Петербург - Питкяранта, который в 2 часа ночи отцепляется на станции Лодейное Поле, там отстаивается 4 часа, а в пол седьмого утра выезжает и едет до станции Питкяранта.
При этом, что самое интересное, официально это не прицепной вагон до Питкяранты, а просто вагон №20 в составе поезда Питер-Петрозаводск. Но билет до Петрозаводска на этот вагон, разумеется, не купишь. Ещё интереснее то, что при отправлении утром из Лодейного Поля вагон, во-первых, не цепляется ни к какому другому составу, а едет один под тепловозом, а во-вторых, он при этом переходит в разряд пригородных поездов, и в вагон садится разъездной кассир-контролёр и обилечивает пассажиров, едущих от Питера. При этом ни в каких расписаниях поездов эта хитрая схема не указана: везде написано лишь о том, что в 6-20 из Лодейного Поля отправляется пригородный поезд на Питкяранту, но нигде не написано, что идёт он самом деле из Питера в составе петрозаводского ночного поезда, и доехать по железной дороге от Питера до Питкяранты можно и без пересадки; эту хитрую схему нужно просто знать. Таким образом, чтобы доехать данным способом до Питкяранты, либо ещё какой-нибудь станции, расположенной на этой ЖД ветке, нужно купить билет на поезд №658 от Питера до Лодейного Поля и при покупке обязательно сказать кассиру, что нужен именно вагон №20. Затем, сев в указанный день в поезд, можно лечь спать и не просыпаться в Лодейном Поле, несмотря на то, что билет до него (часто ли бывает такое, что вы покупаете билет до определённой станции, но при этом не выходите на ней и едете дальше, а в итоге всё равно приезжаете туда, куда вам надо?). А утром разъездной кассир продаст вам пригородный билет до Питкяранты, либо ещё какой-нибудь станции.
Кстати, это не единственный подобный пример в Карелии. По такому же принципу от Петрозаводска курсируют прицепные беспересадочные вагоны до станций Лендеры и Юшкозеро, которые цепляются к поезду Петрозаводск-Костомукша, отцепляются на станциях соответственно Суккозеро и Ледмозеро и дальше идут как пригородные.
2. В вагоне меня удивило то, что он был почти пустым. Кроме меня в нём ехало, кажется, шесть человек.
3. На всякий случай, для большей наглядности, покажу маршрут этого вагона на карте:
После станции Мга, я попив чаю, лёг спать. Хотя заснул только в Волховстрое, в 12 часов. На станцию Лодейное Поле поезд прибывает в 2-10. И в пол третьего ночи я проснулся и слышал (и, можно сказать, чувствовал), как наш вагон отцепили, затем прицепили к нему сзади маневровый тепловоз, затем откатили в дальний конец станции и там тепловоз отцепили. Таким образом, вагон наш стоял один вместе со спящими пассажирами где-то на задворках станции, в тот момент я себе представил, как это выглядит снаружи. :) И уже через 10 минут заснул снова и спал всё время, пока вагон стоял. А утром к нему прицепили окрашенный в синий цвет тепловоз М62, называемый в сленге железнодорожников "Машка".
В пол седьмого утра я открыл глаза и увидел за окном туманное пасмурное утро. Вагон только-только отъезжал от Лодейного Поля, при этом новых пассажиров почти не было, - все едут от Питера; поэтому вагон и цепляют к поезду Питер-Петрозаводск, для удобства пассажиров.
4.
На этой фотографии ещё видны провода контактной сети. Но здесь же двухпутная электрифицированная магистраль Питер-Мурманск отходит в сторону, а наш поезд-вагон выезжает на глухоманную однопутную неэлектрифицированную ветку Лодейное Поле - Янисъярви. Кстати, раньше он проходил её полностью, а теперь маршрут вагона сократили, и ходит он только до Питкяранты.
Эта ветка примечательна тем, что на ней до сих пор действуют семафоры. Кстати, многие люди, не разбирающиеся в железнодорожной технике, думают, что семафор и светофор - это одно и то же. На самом деле, нет. Семафор - это жезловое сигнальное устройство, представляющее из себя стоящую у полотна высокую мачту с прикреплённым к ней крылом-жезлом. Если жезл опущен перпендикулярно мачте, то это запрещающий сигнал, а если поднят под углом 45°, то разрешающий.
5. А выглядит этот агрегат вот так (фото, к сожалению, смазанное, сделано на станции Ляскеля севернее Питкяранты):
Кроме ветки Лодейное Поле-Янисъярви, действующие семафоры сохранились на ветке Соблаго-Торжок в Тверской области и ветке Подборовье-Кабожа в Ленинградской и Вологодской областях. Может быть, где-то ещё, но навскидку вспомнить не могу.
6. Здесь же, в Лодейном Поле, находится совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Свирь. Туманным утром Свирь выглядела так:
А дальше поезд въезжает в дремучую лесную глушь. Вокруг, вдоль железной дороги, - нескончаемый лес и болота с редкими деревнями. В некоторых местах лес стоит совсем близко к железнодорожному полотну, кое-где, в основном поблизости от деревень, на ветках висят красные флажки на волка, - в данном случае, видимо, не для охоты, а для того, чтобы волки не выходили близко к деревне.
7. Как я уже говорил, фотографии некачественные, но надеюсь, что хоть как-то они атмосферу передают.
8.
9. Периодически поезд делает остановки на глухих полустанках. На этом фото - остановочный пункт Инема. Но это ещё бывшая станция (на переднем плане виден разобранный путь). А большая часть полустанков не имеет даже платформы, - пассажиры высаживаются из вагона прямо на землю.
Где-то здесь я был обилечен тётенькой-разъездным кассиром, которая села в вагон в Лодейном Поле и, кстати, не будила никого из пассажиров, чтобы обилетить их, а ждала, когда они встанут сами.
10. Таким образом, теперь у меня на руках теперь было два билета, по которым ехал я без пересадки от Питера до Питкяранты:
Обратите внимание на цену билета от Питера до Лодейного Поля. И это за 250 километров! В январе билет до Петрозаводска обошёлся мне во столько же. Видимо, это в честь майских праздников.
11.
12. Пол восьмого на часах. За окном станция Олонец. Если не считать Питкяранту, где вокзал новый, в Олонце единственный на этой линии крупный вокзал. Собственно, и сам Олонец - один из двух городов на этой ветке (если не считать само Лодейное Поле), правда, чуть поменьше Питкяранты. Этот городок я ещё планирую посетить.
После Олонца я прилёг ещё поспать и проспал Видлицу и Погранкондуши, где поезд пересёк старую, довоенную финскую границу (название деревни говорит само за себя). Таким образом, когда я, через пару часов вновь проснулся, поезд ехал уже по Старой Финляндии. В деревнях за окном то и дело попадались финские домики и сараи (характерную финскую деревянную архитектуру ни с чем не спутаешь).
13.
14. Вид из окошка заднего тамбура:
15. Подъезжаем к разъезду Салми. На холме совсем рядом с железной дорогой стоит разрушенная церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в в 1814-1824 годах по проекту финского архитектора Й. Энгела. После Зимней войны и присоединения Северного Приладожья к СССР церковь была закрыта, в 1941-1944 годах финны снова её открыли. После войны она была заброшена и сейчас постепенно разрушается. Впрочем, таких церквей по всей стране огромное количество.
16. Фото начала XX века:
17. Видите семафор между деревьями?
18. Разъезд Салми (кстати, в переводе с финского слово Salmi означает "пролив"):
19. Станционное здание в бывшем доме:
20. И старое станционное здание:
Пейзаж за окном постепенно преображается. Всё чаще появляются валуны и лесные скалы. Где-то здесь я увидел в окно убегавшего от железнодорожного полотна в лес зайца.
Снял небольшое видео. Обратите внимание на то, как воют колёса, - это из-за того, что пути недавно меняли, и новые рельсы пока ещё не укатаны.
Click to view
21.
22. И наконец, преодолев 150 километров за четыре с половиной часа, в 11 утра поезд прибывает на конечную станцию Питкяранта:
23. А вот и сам поезд. Наверное, жителям Москвы и Питера, да и многих других крупных и не очень городов, привыкшим, что вокруг все железные дороги электрифицированы, как-то даже в диковинку представить себе, что пригородный поезд может выглядеть вот так:
Надо сказать, удачно я успел сделать этот кадр, так как сразу после этого, тепловоз был отцеплен и отъехал от вагона.
Питкяранта, надо сказать, город особо не интересный, и я сюда заезжал лишь потому что это конечная станция пригородного поезда из Лодейки. В час дня из Питкяранты отправлялся автобус в сторону Сортавалы, и, соответственно, в Питкяранте я провёл два часа, о чём будет следующий пост.