Осиповичи - небольшой (31 тысяча жителей) городок на северо-западе Могилёвщины, выросший благодаря железной дороге. Фактически он воспринимается как дальние окрестности Минска: хоть и область уже другая, но от белорусской столицы досюда чуть больше ста километров, и ходят прямые электрички, тогда как до Могилёва в полтора раза дальше, и, скорее всего, Минск здесь более сильный центр притяжения, чем Могилёв. В этот город мы с
Андреем приехали из деревни
Гродзянка, в которую ездили отсюда же на
грузопассажирском поезде. На город у нас было пару часов, и осмотрели мы его довольно бегло (впрочем, большим количеством достопримечательностей он и не выделяется), после чего поехали на электричке в сторону Минска - к географическому центру Беларуси, до которого в итоге чуть-чуть не дошли.
2. Итак, после без малого двух часов дороги на автобусе из Гродзянки возвращаемся в Осиповичи. Проехав через полгорода, выходим из автобуса на привокзальной площади. Виден вокзал, слева от него же и автостанция.
Осиповичи как город - чистое порождение железной дороги. Деревня Осиповичи известна с XVIII века, и находилась она в двух километрах от современной ЖД станции (в наше время бывшая деревня давно поглощена территорией города). А в 1872 году здесь прошла Либаво-Роменская железная дорога (магистраль, связавшая Прибалтику с Украиной через Минск). Тогда и появились станция, и посёлок, ставший городом в 1935 году. До революции Осиповичи входили в состав Игуменского уезда Минской губернии (центр его, город Игумен, ныне называется Червень). При разделении Белорусской ССР на области в 1938 году город включили в состав Могилёвской области. В 1944-54 он побывал и в составе Бобруйской области, которую потом упразднили.
3. Нынешний вокзал уже советский, послевоенный:
4. Вид в сторону Минска (снято ещё утром):
Осиповичи - станция узловая. На запад уходит линия на Слуцк и Барановичи (как ветка от Осиповичей до станции Старые Дороги построена в 1896 году, потом в несколько этапов продлевалась), а на восток - на Могилёв (1931 год). А ещё до совсем недавнего времени Осиповичи были конечным пунктом электрификации со стороны Минска (поэтому поезда в Гомель сразу от Минска шли под тепловозами), но в 2015 году "шнурок" продлили до
Жлобина, а в 2016 - до Гомеля.
5. Локомотивное депо (ТЧ-13):
Железнодорожная сущность этого города хорошо отражена в его гербе:
6. Какие-то железнодорожные здания сохранились с времён постройки дороги:
7. В том числе и водонапорная башня, с которой сейчас сотворили нечто очень странное, сделав ей шатровую крышу и пристройку со второй башенкой. Вроде как, там будет ресторан.
8. Отправляемся в город. Привокзальные кварталы:
9. Недалеко от вокзала стоит паровоз-памятник серии Эм (не очень часто такой встретишь).
10. Значительную часть города занимает частный сектор:
11. В котором нужно быть начеку:
12. Детская библиотека:
13. Поворачиваем на главную улицу, которая имеет более городской облик.
14. Это центр города. Наиболее многолюдное его место.
15. Детская школа искусств:
16. А это безымянная главная площадь города:
17. Райисполком за деревьями и типовой памятник Владимиру Ильичу:
18. Дальше начинается многоэтажный район, построенный в позднесоветские годы, когда город сильно вырос после постройки ряда предприятий: это завод автомобильнх агрегатов (вспомогательное предприятие МАЗа и БелАЗа), завод транспортного машиностроения, и ещё несколько маленьких. Дома здесь преимущественно минских серий (скорее всего, Минский ДСК и производил).
19. Рядом парк, за которым ещё несколько многоэтажных кварталов, а дальше город заканчивается. Мы туда уже не пошли, поскольку времени было маловато. При этом мы въезжали из Гродзянки именно с той стороны, не сообразив сразу, что лучше было бы там и выйти и идти к вокзалу пешком через центр.
20. Обратно к вокзалу идём второстепенными улицами:
21. Наличники, ставни, полувальмовая крыша. Сочетание, видимо, более характерное именно для Центральной Беларуси (на западе страны ставни у домов встречаются реже).
22.
23. Вернувшись к вокзалу, мы по крытому пешеходному мосту пошли в залинейную часть города. За путями - ещё одно дореволюционное железнодорожное здание.
24. Советская школа:
25. В целом, залинейная сторона Осиповичей выраженно второстепенная, и более тихая.
26. Мемориал Великой Отечественной войне:
27. Сталинки послевоенных лет. Часть залинейной стороны города занимает военный городок (и эти дома, видимо, тоже от него). Здесь есть две войсковых части, и на улицах нам попадалось много людей в форме.
28.
29. Но есть и здесь частный сектор:
30. А вот этот домик примечателен тем, что в 1938 году в нём останавливался будущий маршал Жуков - тогда ещё командир 6-го кавалерийского корпуса РККА. На фасаде есть мемориальная доска.
31. Ещё одна интересная достопримечательность города - деревянная Крестовоздвиженская церковь:
Необычна она не только своим обликом, но и историей: изначально она стояла не здесь, а в деревне Зборск в окрестностях города на реке Свислочь, где была построена в 1826 году, а здесь оказалась, как ни странно, при советской власти. В 1946 году Зборск попал в зону затопления при строительстве Осиповичской ГЭС, и был перенесён на берег водохранилища. А церковь перевезли в город, и здесь она стала действующей. Даже несмотря на смягчение отношения советской власти к религии в те годы, случай редчайший, и на удивление почти точно совпадает с историей
церкви возле села Большие Поля рядом с городом Сланцы в Ленинградской области, в те же годы перевезённой из затопленного Нарвским водохранилищем села Низы. Но там церковь продолжала действовать, а в Осиповичах её через несколько лет закрыли, вернув верующим только в постсоветские годы.
32.
До электрички оставались уже считанные минуты (благо, билеты мы купили заранее), поэтому мы быстрым шагом пошли обратно на вокзал и отправились к географическому центру Беларуси. Уже в третий раз за сегодняшний день мы проехали перегон Осиповичи - Верейцы. Нам ехать без малого час до остановочного пункта Вендеж - это уже в Минской области, рядом с городом Марьина Горка. Я почти всю дорогу проспал.
33. Вылезаем на пустынную платформу. Электричка, посвистев, уезжает дальше в Минск. А солнце уже клонится к закату.
34. Итак, Вендеж. С ударением в этом названии есть неопределённость. Доступные источники говорят, что оно может ставиться на оба слога. При этом кассирша в Осиповичах, переспрашивая меня, докуда нужен билет, произнесла это название как Вендеж, а вот автоинформатор в электричке произносит его с ударением на второй слог. То же говорит и белорусскоязычная надпись на павильоне (замена Е на Я указывает на предударную позицию слога).
35. Вид в сторону Осиповичей:
Ну а теперь идём пешком (как потом окажется, не той дорогой) туда, зачем мы сюда приехали. Дело в том, что мы сейчас почти в географическом центре Беларуси - эта точка находится в двух километрах от железной дороги. Редкая страна, даже среди небольших, может похвастаться такой близостью столицы к географическому центру страны, как Беларусь: по прямой отсюда до Минска всего 50 километров.
36. Но пока внешне об этом ничего не напоминает. Вокруг нас поля. Вечернее солнце освещает стога сена.
37. Куда-то вдаль уходит ЛЭП. А мы бодро шагаем по полевой грунтовке.
38. Рядом - несколько мелких деревень:
39. И комбайны в вечерний час заканчивают работу:
40. А в небе - узор из облаков:
41. Ну а вон и виднеется наша цель - геодезический знак на точке географического центра страны. И тут-то и оказалось, что близок локоток, да не укусишь. Мы пошли не той дорогой, из-за чего подойти близко к знаку так и не смогли, потому что нас от него отделял мелиорационный канал. Карта показывала мостик через него в почти полутора километрах отсюда, но пойдя туда, мы бы не успели на электричку. Нам надо было изначально пройти чуть дальше вдоль ЖД путей и потом идти к центру через деревню Антоново.
Наглядно:
42. Так что постоять прямо в центре Беларуси так и не удалось. Но хотя бы посмотрели на него с расстояния четырёхсот метров. Интересно, доведётся ли мне когда-нибудь увидеть географический центр России (спойлер: это чрезвычайно труднодоступное место).
43. Мы пошли назад к железной дороге, застав её в лучах золотистого заката. Это вид в сторону Минска, и в кадре виден мостик через тот самый канал. Именно тут нам и надо было его перейти.
44. Пока ждали электричку, в сторону Минска прошёл грузовой под белорусско-китайским электровозом БКГ.
Нам надо было уже в Минск, но мы снова садились на электричку обратно в сторону Осиповичей. Наши железнодорожные перемещения того дня можно было описать фразой "туда-сюда, туда-сюда". Дело в том, что ближайшая подходящая нам электричка до Минска не делала остановку в Вендеже, зато делала на предыдущей остановке Техникум, на которую, в свою очередь, к ней можно было попасть отсюда электричкой обратного направления. То есть мы вернулись на одну остановку назад, и уже там через двадцать минут сели в электричку до Минска, снова проехав Вендеж без остановки. Таким образом, за один день перегон Осиповичи - Верейцы мы проехали три раза, а коротенький участок Вендеж - Техникум - так и все четыре!
45. Это уже платформа Техникум, расположенная на окраине города Марьина Горка, и названная из-за соседства с аграрным техникумом. Вид в сторону Минска. Солнце садится на северо-западе.
46. Ну а потом приехала электричка на Минск, до которого мы ехали чуть больше часа. На обратном пути, уже в сумерках, я заснял станцию Руденск с вокзалом конца XIX века.
Затемно приехали в Минск. Я пошёл домой (в смысле, к своим родственникам, у которых всегда в Минске останавливаюсь), так что для меня поездка получилась чисто однодневной, а Андрею ещё предстояло ехать ночным поездом до Витебска. На этом рассказ об этой короткой поездке я завершаю.
Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде Гродзянка и её окрестностиОсиповичи и почти географический центр Беларуси