Если посёлок городского типа
Коноша, который я показал в прошлом рассказе, - сравнительно молодой, и вырос в 20 веке из железнодорожной станции, но быстро стал районным центром, то у многих сёл Коношского района история гораздо более давняя. Своего рода исторический предшественник Коноши и культурный центр района - это Тавреньга, расположенная в сорока километрах к юго-востоку от райцентра. Именно туда я съездил в течение дня, проведённого в Коноше. И сильнейшая метель, которая разыгралась с раннего утра, сопровождала меня и в Тавреньге, сделав вид старинного северного села немного таинственным.
Для начала я расскажу точнее, что такое Тавреньга. Дело в том, что, введя это название, скажем, на Яндекс-картах, вы не найдёте такого населённого пункта. Официально есть только речка Тавреньга и Тавреньгское сельское поселение. Просто, как это часто бывает на Русском Севере, село являет собой куст деревень, у которого есть одно сложившееся историческое название, но официально это несколько разных населённых пунктов. Об этом явлении я уже упоминал в рассказе об
окрестностях Каргополя. Тавреньга - это тоже куст деревень, главная из которых - Пономарёвская. Весь куст растянут примерно на 25 километров и включает в себя множество деревень, - Коняшевская, Погаринская, Якушевская, Зубатинская, Семёновская и другие. Характерное здесь окончание "-ская" в разговорной речи, как правило, заменяется на обычные "-ово", "-ино": к примеру, деревню Пономарёвская называют и просто Пономарёво.
На
Юбилейной площади в Коноше стояла Газель с табличкой "Коноша - Пономарёвская". Захожу, отряхиваю снег с ботинок и ворота куртки. Ехать до конечного пункта около сорока минут, причём в условиях метели дорогу неплохо успели расчистить. Ехали со мной в маршрутке приятные и интеллигентные местные жители, в речи которых был заметен характерный для этих мест окающий говор. Человек пять их всего было. Запомнилось, как мужчина лет шестидесяти радостно рассказывал, как ему сын на компьютере установил Скайп, и от этого стало удобно выходить на связь со своими близкими. Пока ехали, метель продолжалась. На полпути проехали деревню Норинскую, в которой два года (1963-65) прожил в ссылке Иосиф Бродский; из окна я увидел стоящий у дороги его дом-музей. Дважды дорога пересекала по мосту небольшую лесную речку, в которой я не сразу признал реку Вель, - её слияние с Вагой в городе
Вельске я видел летом прошлого года. На восток из Коноши дорога ведёт именно в Вельск, но маршрутка вскоре повернула направо. За поворотом - деревня Пуминовская, при этом даже на указателе написано "Пуминово". Это уже Тавреньга, но в Пономарёвскую я приехал только через 17 километров.
2. Обратно маршрутка отправлялась через полтора часа. За это время я успел погулять по селу, любуясь старинными северными избами и заснеженным сельским пейзажем, и кутая лицо от вьюги.
3. Спит под снегом природа. Зима укутала всё своим белым одеялом. В такую метель народу на улице не много. Хотя порой кто-нибудь да пройдёт, или собака вдалеке залает. Жизнь в Тавреньге потихоньку идёт. Несколько лет назад здесь животноводческую ферму новую открыли.
4. Тавреньга очень живописна. Здесь почти каждый дом - это крепкий каноничный северный пятистенок. Право, если бы не антенна и тарелка, то всё будто сто лет назад.
5. Некоторые дома, как видим, просто бревенчатые, а некоторые (как тот, что вдалеке виднеется) обшиты досками и ярко выкрашены. И у каждой избы можно увидеть аккуратно сложенную поленницу.
6. Вот так выглядит самый центр Пономарёвской, где я вышел из маршрутки. В кадре - кирпичное здание местной администрации. Кстати, понятия "сельское поселение" в Архангельской области нет, - официально это называется "Муниципальное образование «Тавреньгское»".
7. Напротив администрации - памятник жителям Тавреньги, не вернувшимся с войны.
8. Такая тихая глубинка. Ещё одно из неисчислимого множества мест нашей великой России...
9. Метель была очень сильной, и заметно ухудшала видимость. Наверное, в солнечную погоду с сельских улиц были бы хорошо видны и соседние деревни, и окрестные леса, но сейчас дальше нескольких домов была лишь плотная снежная мгла. Пожалуй, интересно было бы съездить сюда и летом и сравнить с тем, каким я увидел это место зимой.
10. Где-то в этой низине - речка Тавреньга, давшая селу название. А на другом берегу виднеется уже не Пономарёвская, а Коняшевская.
11. Как уже говорилось, Тавреньга - село старинное. Впервые она упоминается в 1550 году. В Российской империи Тавреньга входила в состав Вельского уезда Вологодской губернии. На территории нынешнего Коношского района сходились три губернии - Вологодская, Новгородская (Белозерский уезд) и Олонецкая (Каргопольский уезд), - при этом Архангельская начиналась заметно севернее. В состав Архангельской области эти места вошли уже при её образовании в 1937 году.
В центре Пономарёво находится Тавреньгский погост из двух церквей - типичный для Русского Севера "двойник".
12. Каменная летняя церковь Илии Пророка построена в 1817 году. В наше время, к сожалению, заброшена.
13. Рядом стоит зимняя деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1762 году (старейший храм Коношского района). Она действует и потихоньку реставрируется.
14. За погостом находится деревня Погаринская, а дальше - лес. Дорога идёт вдоль соснового бора, и метёт, метёт снег...
15. Дорога, кажется, ведёт куда-то очень далеко. Но на самом деле через пару километров ещё несколько деревень - продолжение Тавреньги, а дальше дорога уже заканчивается.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=6OhIeLXP3kU Click to view
16. Пройдя по дороге около километра, я вернулся в Пономарёво и ещё прогулялся по селу.
17. И продолжал любоваться избами и заснеженными улицами.
18. Буквально за день до этого я был в
вологодском музее в деревне Семёнково, где стоят массивные северные избы, привезённые туда из сёл. А теперь я увидел всё это в совершенно живой среде. Хотя, к сожалению, встречаются и заброшенные дома. А некоторые дома, наверное, принадлежат дачникам.
19.
20. На заднем плане - вроде, школа (официально тоже называется "Тавреньгская СОШ").
21. Пусть и с погодой мне, быть может, и не совсем повезло (хотя и в такой метели есть своё очарование), но Тавреньга - это одно из самых живописных сёл Русского Севера, да и вообще России, что я видел.
На этом и закончу рассказ об этом замечательном месте. Погуляв, я вернулся к зданию администрации. Вскоре подъехала Газель с тем же самым водителем, и я поехал назад в Коношу. Женщина на соседнем месте везла с собой собаку, которая спокойно и смирно проспала всю дорогу у кресла хозяйки. На обратной дороге метель стала успокаиваться, и при приезде в Коношу через сорок минут полностью прекратилась. Погода улеглась, затихла. Оставшееся время до наступления вечера я подолжил гулять по Коноше, закупился продуктами, а потом, когда уже стемнело, пошёл на вокзал в комнаты отдыха, где до полуночи успел подремать под железнодорожный звуковой фон за окном и работающий в комнате телевизор. В 23-52 я уехал на пассажирском поезде Котлас - Архангельск. Буквально несколько часов ночью в плацкарте, и после четырёх утра я приехал в Плесецк. Там я и продолжу в следующий раз рассказ о своём путешествии.