Северные области. Июль 2016

Aug 01, 2016 19:32

Путешествие, совершённое мной в середине этого лета, получилось трёхнедельным (3-24 июля), то есть достаточно долгим, но ездил я при этом не очень далеко от Петербурга. Можно сказать, что я скомбинировал в одну поездку несколько своих давних задумок, связанных с такими регионами, как Костромская, Кировская и Архангельская области и Карелия. В общем, уезжал я надолго, но не далеко. Думал я над тем, как мне озаглавить обзорный пост о поездке. Сначала хотел написать "Русский Север", но потом понял, что не все из посещённых мной мест можно отнести к этому историко-географическому региону. Если Архангельская область - без сомнения, Русский Север, то Вятка - скорее нет. Решил назвать просто "Северые области".



Для начала покажу свой маршрут вкратце. Здесь обозначены основные места, которые я посетил, а также направление передвижения.



2. Началось всё с того, что одним солнечным жарким утром поезд Петербург - Шарья привёз меня на маленькую станцию с забавным названием Николо-Полома, что на севере Костромской области.



3. А большинство станций в тех местах служат железнодорожными воротами для какого-нибудь расположенного севернее райцентра, куда ходят автобусы, согласованные с поездами. В данном случае это старинное село Парфеньево - бывший город, с живописной застройкой, старыми церквями и великолепными пейзажами.



В общем-то, Костромским Севером я привык называть именно "залинейную" часть области, то есть районы, находящиеся к северу от Петербургско-Вятской железной дороги - манящие своей глухоманностью лесные края с ласкающими слух названиями райцентров - Солигалич, Кологрив, Пыщуг... В этой поездке я хотел добраться до Боговарово - самого далёкого райцентра области, но не срослось. Может, оно и к лучшему, - радует, что поездка туда у меня по-прежнему впереди.

4. Посетил я город Шарья - своего рода, восточную столицу Костромской области, расположенную гораздо ближе к Кировской. Городок этот порождён железной дорогой и лесной промышленностью.



Когда едешь на поезде по Вятской железной дороге (она же - северный ход Транссиба), с границей Костромской и Кировской областей резко меняется пейзаж. Если Костромская - это дремучие леса, то после въезда в Кировскую появляется гораздо больше лугов и полей (многие из которых, несмотря на бедность региона, выглядят достаточно ухоженными), пейзаж сильно напоминает Среднюю Россию. География области довольно необычна: как правило, регионы на карте выглядят либо вытянутыми (как та же Костромская область), либо довольно равносторонними (например, Архангельская); а вот Кировская область выглядит как неправильной формы крестовина. Край этот находится на стыке Поволжья, Русского Севера и Приуралья, и при этом центральную часть области у меня не получается отнести ни к одному из этих регионов, а далеко расположенные южные и северные районы имеют между собой довольно существенные различия.

5. Первым посещённым мной городом Вятской земли стал Котельнич - старинный уездный городок на высоком берегу Вятки, главной водной артерии области.



6. А оттуда я направился в Киров, который после посещённых перед этим мест казался мне довольно крупным городом. Впрочем, в этой поездке я вообще малых городов и деревень посетил значительно больше, чем крупных.



В Кирове довелось встретиться с товарищами-путешественниками, с которыми довелось познакомиться в речном путешествии в прошлом году, - Димой и аргентинцем Пато, который меня вписывал.

7. Киров называют "Городом на семи холмах". Лицо города во многом определяет его довольно внушительный рельеф, живописные виды на Вятку с высокого берега. Немало сохранилось в городе и старины, за которой скрывается город Хлынов, он же и Вятка.



8.



Из окрестностей Кирова я посетил ещё и промышленный Кирово-Чепецк с его весьма впечатляющей пассажирской узкоколейкой в заречный посёлок Каринторф, а также старинный город Слободской, известный, в частности, как родина Александра Грина.

9. А после трёх дней в Кирове я взял курс на север - по тепловозной железной дороге, через дремучие леса северных районов области, где пейзаж уже значительно отличается от её центра.



10. Эти районы, с их лесами и болотами, уже вполне можно относить к Русскому Северу. Места довольно колоритные, и за проплывающим за окном пейзажем можно наблюдать, подрёмывая в плацкартном вагоне (между прочим, в пригородном поезде).



11. Через леса севера Кировской области железная дорога выводит в Архангельскую, где на железнодорожном узле, на берегу Северной Двины, стоит Котлас. Достаточно крупный для этих мест город, но при этом довольно тихий. Хотя после той глуши, где перед этим довелось побывать, даже он казался чуть ли не мегаполисом.



12. Внешне город не очень запоминающийся, но зато довольно благополучный и, я бы сказал, что уютный. Кстати, Котлас, хоть и расположен в Архангельской области, но, честно говоря, всё время ассоциируется у меня не с ней, а с соседней Республикой Коми. Видимо, из-за начинающейся здесь Печорской магистрали. Из-за этого Котлас мне всегда больше хотелось скомбинировать с поездкой туда, но получилось иначе.



Вообще, для большинства путешественников Котлас, как правило, служит базовым пунктом для выездов в окрестности. Недалеко отсюда старинные города Русского Севера - Великий Устюг и Сольвычегодск. В первый я в этот раз не планировал ехать, так как счёл, что его лучше посетить зимой, а во второй хотел, но не хватило времени. Так что, вероятно, в Котласе я как-нибудь ещё окажусь.

13. Но в этот раз отсюда был совершён старт для углубления в Архангельскую область. Несколько часов сна на верхней боковушке, и на рассвете я приехал в город Вельск на реке Ваге - притоке Северной Двины. Если до этого я ездил по местам, входящим в бассейн Волги и Каспия, то здесь все реки текут уже в Белое море, которого мне предстояло достичь в конце поездки.



14. Из Вельска я автостопом доехал до Каргополя, который по праву считается одним из красивейших городов Русского Севера, и нередко называется "Северным Суздалем". Город старых церквей, колокольного звона, деревянных домов и реки Онеги.



15.



16. Луга в окрестностях Каргополя. После густых лесов в районе Котласа и Вельска пейзажи этих мест снова кажутся какими-то среднерусскими, хоть и расположен Каргополь севернее. Но по мере приближения к Архангельску вокруг снова тянутся таёжные леса.



На Русском Севере есть старинные города и сёла, а есть посёлки, возникшие уже в двадцатом веке при лесопилках и железнодорожных станциях. И они тоже составляют весьма немаловажный пласт этого региона. Некоторые из них (например, Луза или Няндома) даже стали городами.

17. Вот, например, Плесецк - райцентр, посёлок железнодорожников Архангельской магистрали. Он у всех на слуху, благодаря Плесецкому космодрому. Но, на самом деле, последний так лишь называется, а обслуживается городом Мирный, куда без пропуска не пустят. Ну а на этом снимке - станция Плесецкая, с которой я уезжал поездом в Архангельск. На фото около десяти вечера, а темнее в середине июля на этих широтах уже почти не становится.



18. А потом был Архангельск - портовый город в дельте Северной Двины, центр огромной области, в составе которой, между прочим, находится самая северная точка России. Здесь уже совсем близко до Белого моря, и недалеко до полярного круга. Здесь уже как в Заполярье солнце светит непривычно ярко.



19. Надо сказать, что одной деталью Архангельск меня несколько разочаровал. Он мне показался по своей атмосфере "не настолько северным", как я себе представлял. Городские пейзажи Архангельска больше напоминают среднерусские областные центры, и, в сочетании с жаркой погодой, мне порой легко было вообразить, что я нахожусь где-то в Рязани, а не в приполярных широтах. Да и в целом Архангельская область почему-то показалась мне "менее северной", чем соседняя Карелия.



20. Но всё-таки дыхание Севера и даже Арктики здесь ощущается. Когда выходишь на берег широкой Северной Двины, видишь портовые краны и суда, и тебя обдаёт прохладным ветром.



21. Своя интересная деталь Архангельска - это советские деревянные дома. Они вообще сильно распространены в северных регионах, но только в Архангельске и соседнем Северодвинске я видел такое количество оригинальных проектов. Попадаются даже с колоннами, пилястрами, наличниками. Жаль только, что большинство из них находится в ветхом состоянии и постепенно уходит под снос.



22. Из окрестностей Архангельска я посетил судостроительный Северодвинск с его мощной сталинской архитектурой, а также берегом Белого моря, до которого я, правда, здесь так и не добрался.



23. А также музей деревянного зодчества "Малые Корелы".



24. Завершающий этап путешествия ожидал меня на севере Карелии. Сначала из Архангельска я доехал до узловой станции Обозерская.



25. Откуда идёт железная дорога вдоль Белого моря, связывающая две северных магистрали - Архангельскую и Мурманскую, при отсутствии автомобильной дороги. В течение одного дня я совершил бросок пригородными поездами с тремя пересадками: стартовав из Архангельска в восемь часов утра, я в два часа ночи достиг города Беломорска, который находится уже в Карелии.



26. Беломорск, при кажущейся архитектурной безликости, на самом деле, меня заинтересовал. Небольшой город, выросший из старинного поморского села Сорока, очень красиво расположен на карельских скалах, в дельте порожистой реки Выг.



27.



В Беломорске меня на три дня приютил andrew_rewsr, вместе с которым мы осматривали его окрестности. В том числе, при помощи велосипедов.

28. В окрестностях Беломорска интересного много. Это и живописная карельская природа:



29. И древние петроглифы, которым не одна тысяча лет:



30. И не настолько древние, но тоже имеющие солидную историю поморские сёла:



31. И, конечно, Белое море:



На этом моё путешествие в целом было завершено. Ещё из интересного: из-за отсутствия прямых билетов обратно в Питер, я ехал с пересадкой в Волховстрое. Непривычно было приезжать из длительной поездки не поездом дальнего следования на один из вокзалов, а электричкой на станцию Рыбацкое.

Не всё из задуманного я осуществил и, тем не менее, поездка получилась насыщенной и интересной. День за днём меня сопровождала атмосфера северной русской провинции.

32. С лесами:



33. Деревнями и лесопильными посёлками:



34. Маленькими городками:



35. Железными дорогами:



36. И, конечно, закатами...



37. ...и рассветами:



Теперь покажу ещё несколько фотографий, сделанных в поездке. Вперемешку, без соблюдения хронологии. Может быть, кто-то и узнает какие-то места на снимках ниже.

38.



39.



40.



41.



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



В общем, рассказать, безусловно, есть о чём. Так что впереди - множество подробных постов об отдельных посещённых мной местах. Которые, надеюсь, получатся достаточно интересными.

Карелия, Путешествия, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up