Нелидово утреннее

Oct 23, 2015 22:11

На Московско-Рижской (Виндавской) железной дороге, между Ржевом и Великими Луками, расположен городок Нелидово. Немного об этом городе я уже рассказал в предыдущем посте, где показал его в вечернем свете. Затем я решил, переночевав там, оставить его осмотр на раннее утро следующего дня, - время суток, когда город был тихим и почти безлюдным, по сравнению с вчерашним вечером. Из гостиницы я вышел где-то в шесть утра с копейками, до пригородного поезда на Земцы оставалось три часа.



Нелидово возникло в 1901 году как рабочий посёлок железнодорожников при только что открывшейся Виндавской магистрали, связавшей центр России с незамерзающими портами Прибалтики. За "основу" была взята известная с XV века деревня Йоткино, частично сохранившаяся и сейчас (по факту в качестве окраины города), а название станции и затем посёлка пошло от фамилии местного помещика (Нелидов Сергей Владимирович), предоставившего свои земли под строительство стальной магистрали. Сама же станция Нелидово служила в первую очередь железнодорожными воротами старинного города Белый, расположенного южнее (ныне это малоизвестный городок с населением меньше 5 тысяч человек). В те времена, кстати, это была Смоленская губерния, а не Тверская. В общем, городок сравнительно молодой, да и был сначала посёлком, поэтому старой застройки здесь нет.

Чтобы маршрут моего перемещения по городу был более понятен, я решил нанести его на карту. Также привязать к карте я решил выборочно некоторые фотографии, нанеся зелёным шрифтом их номера на места, где они сделаны. Зелёная стрелочка рядом с каждым из номеров означает направление объектива на этой фотографии, то есть то, в какую сторону фотография "смотрит".



Все номера фотографий я, правда, не стал наносить, но думаю в дальнейшем в ряде случаев продолжать так делать. Кстати, всё сюда не уместилось, поэтому ближе к концу поста есть ещё одна карта.

2. Улица Горького, расположенная почти в самом центре. Старая часть города в основном так и выглядит - послевоенные сталинки высотой в 2-3 этажа.



3. На одном из домов попалось вот такое граффити на тему флоры и фауны явно не этих краёв:



4. А тут на фасаде одного из сталинских домов лепнина с изображением инструментов. Такой трудовой символ на доме.



5. А затем я вышел на площадь Ленина - центральную площадь города. Это вид в сторону улицы Матросова (уходит налево) и улицы Мира (прямо). В кадре видны типовые двухэтажки первого послевоенного десятилетия.



В начале XX века Нелидово, кроме железной дороги, развивалось благодаря лесной промышленности, - в посёлке были построены лесозавод и фанерный завод, на основе которых в дальнейшем возник деревообрабатывающий комбинат. А новой вехой в истории Нелидова стало открытие здесь в 1936 году месторождения бурого угля, относившегося к Московскому угольному бассейну. В 1949 году Нелидово стало городом и в последующие десятилетия советской эпохи развивалось как шахтёрский город, хотя был построен и ряд других предприятий. Московский угольный бассейн не так широко известен как Донбасс или Кузбасс, да и выглядит не столь целостным. Некое "созвездие" составляют лишь города и шахты в Тульской области (Новомосковск, Кимовск и т. д.), - остальные шахтёрские города Мосбасса в основном точечно разбросаны по нескольким областям Средней полосы. Да и добыча угля много где сейчас уже не ведётся, - бурый уголь имеет довольно низкое качество, а потому в девяностые "не вписался в рынок". Исключением не стало и Нелидово, - 27 августа 1996 года нелидовские шахтёры выдали на-гора последнюю партию угля, после чего добыча закончилась.

6. Но по духу Нелидово всё так же остаётся шахтёрским городом. Вот и городской ДК, на фоне которого стоит Ленин, по-прежнему называется дворцом культуры шахтёров. Как я уже упоминал, это типовой ДК проекта К. Барташевича, и такие встречаются много где.



7. Здание администрации Нелидовского района Тверской области напротив ДК. В утреннем свете оно выглядело так. Кстати, герб СССР по-прежнему на месте. А вот триколора над зданием почему-то нет, - словно и не закончились советские времена. Правда, он есть на флагштоке перед зданием.



8. Вид на улицу Матросова. Трёхэтажные дома 1950-х годов выглядят солидно для такого небольшого города. Видно, что шахтёрские города были в почёте. Конечно, с городами Кузбасса или с Воркутой это не сравнить, но если соотнести с масштабом города, то вполне.



9. По улице Матросова я решил пройтись чуть позже, а пока свернул на перпендикулярную ей тихую улочку, которая называется проспектом Ленина. Раннее утро выходного дня (это было 3 мая этого года), народу на улицах почти нет, лишь изредка кто-то мимо пройдёт, или поливальная машина пару раз проедет. Вокруг тихо и спокойно.



10. Улица Нахимова, параллельная Матросова. Здесь есть и пятиэтажные хрущёвки, а в конце улицы - почтамт, снова сталинка. Кстати, перспектива этой же улицы представлена и на заглавном кадре.



11. Пока иду дальше по проспекту Ленина:



12. Несмотря на довольно однообразную застройку, Нелидово в целом оставляет впечатление достаточно уютного города.



13. Школа-интернат. Справа - улица Казанская, идущая параллельно железной дороге.



14. Поворачиваю налево. Ещё одна школа находится по соседству, - она видна справа. Как видно по снимкам, благоустройство в городе неоднородное: некоторые дома стоят обшарпанные, а некоторые хорошо отремонтированы; такая же ситуация и с улицами.



15. Улица Шменкеля. Вид в сторону Матросова.



Разумеется, сворачивание добычи угля и закрытие шахт больно ударило по экономике города. За последние 25 лет население Нелидова сократилось с 30 до 20 тысяч человек. На северных окраинах города, до которых я не доходил, сохранились угольные отвалы и заброшенные пришахтные посёлки, жителей которых планомерно переселяют в новое жильё. При этом в той же северной части города есть и вполне живые предприятия, которые помогли городу в целом удержаться на плаву - например, Нелидовский завод гидравлических прессов, завод пластмасс, машиностроительный завод, фабрика корпусной мебели. А в другой части города находится деревообрабатывающий комбинат, который я ещё покажу чуть позже.

16. Городская школа №3 - здание тоже сталинской постройки:



17. Там же стоит скромный бюст Пушкина:



18. Улица Правды. Школа видна в кадре.



19. Время уже перевалило за семь часов. На улицах местами появляются люди, а в домах просыпаются нелидовские коты.



20. Ещё типовые двухэтажки:



21. Улица Кирова, на которую я затем вышел, фактически ограничивает с востока старую часть города. В кадре это даже видно наглядно: на одной стороне улицы двухэтажные сталинки, а на другой уже застройка 1970-х-80-х годов.



Здесь я зашёл в только что открывшийся в утренние часы магазин и запасся провизией на предстоящую сегодня поездку по медленной железной дороге в лесную глухомань юго-запада Тверской области. Всё же, на это у меня весь день уйдёт.

22. Затем пошёл в северном направлении к улице Матросова. Дом справа, кстати, - новостройка. Именно в такие дома переселяют бывших шахтёров с заброшенных  рабочих окраин.



23. Есть здесь и частный сектор:



24. Особенно меня заинтересовали в частном секторе вот эти дома. Несколько одинаковых, построенных явно по одному проекту, кирпичных домов, но при этом частных. Интересно, что это?



25. Так я вышел вновь на улицу Матросова (центральную в городе) и, замыкая круг, пошёл по ней в направлении площади Ленина. Это - вид в сторону последней.



26. Улица Шменкеля. Вид, противоположный фото 15.



27. Табличка, по-видимому, советских времён. Улицы с таким названием в Нелидово не может не быть. Кстати, по пути обратно к площади Ленина я решил снова идти не напрямик по Матросова, а пройти по второстепенным улицам, но уже по другую сторону от главной магистрали города.



28. Двор:



29. Улица Шахтёрская



30. А это улица Строителей, которая в перспективе примыкает к Советской:



31.



32. Местами в городе встречаются и благоустроенные детские площадки. Несмотря на все трудности, Нелидово продолжает жить.



33. Ещё одна школа (№2). Вообще, в совокупности всей этой малоэтажной сталинской застройки послевоенных лет центр Нелидова, по сути, являет собой классический соцгород.



34. Солнце меж тем всё выше. Время приближается к восьми часам.



35.



36. По улице Мира я вышел снова на площадь Ленина, откуда повернул на улицу Матросова в западном направлении, то есть к Советской (примыкание видно в перспективе).



37. А вот это, кстати, "новое Нелидово". Ещё один свежепостроенный дом из числа тех, в которые переселяют людей из аварийного жилья заброшенных пришахтных окраин (подробнее о заброшенностях писал olster28 вот здесь, а также nord_traveller вот здесь).



38. Памятник ликвидаторам чернобыльской аварии:



Вторая карта перемещений:



39. Ну а это улица Советская. Вид в северном направлении. За спиной у меня железнодорожный переезд через Виндавскую магистраль, а направо уходит улица Горького, где я начал свою прогулку по городу.



Советская улица ведёт на северный выезд из города, после чего переходит в автодорогу, выводящую на трассу Москва - Рига, которая идёт параллельно железной дороге с аналогичным маршрутом. Кстати, что интересно, на северной окраине эта улица носит название Торопецкий тракт, так как автодорога Р-136 появилась на основе старинного тракта, соединявшего города Торопец и Белый (когда Нелидово ещё и в помине не было). И если посмотреть на карту, то видно, что после Рижского шоссе продолжаются местные грунтовые дороги, которые в итоге выводят прямо к Торопцу. Так что тракт в целом сохранился, хоть и утратил своё значение.

40. В этом месте расположена площадь Жукова. И, как нетрудно догадаться, на ней стоит мемориал Великой Отечественной войне.



В оккупации тогда ещё не город, а рабочий посёлок Нелидово пробыл недолго. В октябре 1941 года сюда пришли фашисты, но в первую военную зиму, спустя три месяца, началось контрнаступление Красной армии на западе Калининской области, получившее известность как Торопецко-Холмская наступательная операция. Это наступление было достаточно успешным и привело к освобождению довольно значительных территорий. 25 января 1942 года над Нелидово вновь поднялось Красное знамя. Здесь оккупация закончилась, но восточнее Нелидово немцы закрепились на Ржевско-Вяземском выступе, о трагической истории которого я уже рассказывал. Линия фронта прошла буквально в считанных километрах от Нелидово. Здесь в 1942 году была одна из тыловых баз советских войск, откуда велись наступления на Ржев. Но наступления были кровопролитными и в целом безуспешными. А в марте 1943 года немцы сами оставили выступ.

41. Рядом с мемориалом - часовня Георгия Победоносца, построенная в 2000 году:



42. Здесь же, на площади уже больше десяти лет строится церковь Иоанна Кронштадтского. На переднем плане стоит памятник Шахтёру (слышал, что в народе его окрестили Денисом). Это фото сделано ещё накануне вечером (утренней версии у меня почему-то не оказалось).



Угледобывающая отрасль породнила Нелидово с другими шахтёрскими городами Советского Союза, включая города Донбасса. Причём породнила в том числе и в прямом смысле, - шахтёры ведь часто меняли место жительства, не меняя профессию. Отсюда возникали родственные связи между этими городами. Из этого можно предположить, что в сегодняшнем Нелидово особенно много беженцев из Донбасса.

43. Памятник Шахтёру. Тоже вечернее фото.



44. До отправления пригородного поезда на Земцы ещё минут сорок. Я решил сходить за железную дорогу. Это вид с переезда в западном направлении, то есть в сторону Великих Лук и, в итоге, Латвии, куда уходит магистраль. Налево отсоединяются подъездные пути деревообрабатывающего комбината.



45. Продолжаясь на юг за железную дорогу, Советская улица становится Первомайской.



46. Сталинских малоэтажек в этой части города уже почти нет. В основном хрущёвки.



47. На одном из домов обнаружилась раритетная советская табличка:



48. Затем я перешёл мост с плотиной через речку Семиковка. На западной окраине города она впадает в Межу, которая, в свою очередь, является притоком Западной Двины. Тем временем, людей и машин на улицах становится всё больше.



49. Вид с моста вниз по течению:



50. Вид чуть правее. Трубы, одна из которых дымит, - это Нелидовский деревообрабатывающий комбинат. Одно из основных предприятий города.



51. Вот ещё немногочисленная к югу от железной дороги старая застройка. И в основном деревянная.



52. Круглая поленница. Такие я довольно много раз видел на Псковщине (до которой, впрочем, совсем недалеко), а varandej говорил, что эта традиция пришла из Прибалтики. Такое вот своеобразное культурное заимствование.



53. Улица Первомайская уходит дальше на юг. На окраине она переходит в улицу Маресьева, а затем в шоссе, ведущее в город Белый, который на момент открытия станции Нелидово был уездным городом Смоленской губернии, и которому эта станция служила железнодорожными воротами. Надеюсь как-нибудь съездить и туда.



Кстати, упоминавшаяся деревня Йоткино находится именно с той стороны. При этом город, как это видно по архитектуре, изначально строился к северу от железной дороги.

Примерно от этого места я, не спеша, пошёл назад - в направлении вокзала.

54. Снова вид с моста, но уже вверх по течению. С этой стороны - пруд, образованный плотиной.



55. А вот и сама плотина под мостом. Зеркальная водная гладь плавно переходит в шумящий поток воды.



56. И снова железная дорога. Вид опять же в направлении Великих Лук, куда мне сейчас предстоит ехать. Кстати, обратите внимание на примечательную деталь - ручные стрелки с флюгарками (внимательные люди могли заметить ещё на фото 44). На Московско-Рижской магистрали такие сохранились повсеместно, в отличие от Петербургско-Витебской. Чуть дальше видна стрелочница в оранжевой жилетке, которая перед этим эту стрелку перевела. На магистральных дорогах такое сейчас уже встречается редко.



57. Вид в обратную сторону. Вдалеке видны: справа - бирюзовое здание вокзала, а слева - красный поезд "рельсовый автобус" сообщением Нелидово - Земцы, на который я и иду.



58. А вокзал выглядит вот так. Фото тоже ещё вечернее и, к сожалению, смазанное.



На вокзале я попрощался с трудовым городом Нелидово. Этот город породили железная дорога, лесная промышленность и добыча угля. Сочетание, довольно нетипичное для Средней полосы России. Хоть и уголь здесь уже не добывают, Нелидово в этих краях остаётся довольно своеобразным городом. Из города я уезжаю, но очередной майский день только начинается. И в этот день мне предстоит интересная поездка по железнодорожно-лесным дебрям юго-запада Тверской области. Но об этом - в следующих постах.

Центральная Россия, Путешествия, Тверская область, Дорогами войны, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up