Вглубь Мещёрской стороны. Поезд Владимир - Тумская

Aug 02, 2015 21:18

На просторах Средней России, там, где сходятся Владимирская, Рязанская и Московская области, находится воспетый Константином Паустовским Мещёрский край - земля, покрытая глухими (по среднерусским меркам) лесами, болотами, озёрами. Словно уголок Русского Севера с его дремучими чащами, помещённый на юг, меж среднерусских полей. Вокруг Владимира - просторные поля и луга с рощами и перелесками, но на юге области природа изменяется. Из Владимира в этом направлении идёт прямая железнодорожная ветка, - через Гусь-Хрустальный, Курлово, до границы с Рязанской областью, где, пересекая её, она заканчивается на станции Тумская. Углубиться в железнодорожно-лесные дебри Мещёрского края я решил 30 января - в последний день зимнего путешествия. Ветку я проехал не до конца, а до станции Великодворье (которая находится ещё во Владимирской области), чтобы было побольше времени на то, чтобы погулять и поближе рассмотреть природу. В тот же день вечером меня уже ждал обратный поезд домой в Петербург, но утром мне предстояла увлекательная поездка в область. Вперёд, на поезде, в Мещёрскую глушь!



За ночь я немного не выспался. Кроме того, погода вновь была пасмурной, а поезд - неторопливым и полупустым. Из всего этого складывалась какая-то общая атмосфера. Казалось, что и поезд такой же - полусонный, дремлющий. В кресле сидячего вагона медленного поезда было очень хорошо, иногда подрёмывая, смотреть на заснеженные леса, проплывающие за окном.

Как уже сказано, эта ветка заканчивается в Рязанской области. А сначала - так и вовсе связывала Владимир с Рязанью, да ещё и будучи при этом узкоколейной. Построена она была в начале XX века, а в 1928 году участок от Владимира до станции Тумская (село Тума недалеко от города Касимова на Оке) был перешит на широкую колею. А за Тумой в Рязань по-прежнему вела узкоколейка, которая являлась последней в стране дорогой узкой колеи, относящейся к МПС и РЖД, а не ведомственной. В 1990-е годы узкоколейка начала медленно умирать, - сначала было прекращено сквозное движение до Рязани (то есть ветка стала тупиковой), дальше дорога становилась всё короче. Последним закрылся в 2007 году участок Тумская - Голованова Дача, а затем и разобраны пути. Век Тумской узкоколейки был бесславно окончен, но участок Владимир - Тумская спасла именно пришедшая на него широкая колея. Он действует и ныне, - ежедневно два раза в день пригородные поезда из тепловоза с вагонами разносят эхом гудки и стук колёс по таинственным Мещёрским лесам. Ездят жители местных деревень и небольших городов, рабочие-железнодорожники. А летом, как мне доводилось слышать, на этом поезде ездят в Мещёрскую сторону за грибами и ягодами, - там этого добра хватает...

2. Первое упоминание об узкоколейной истории этой ветки можно увидеть, подходя к вокзалу во Владимире. Здесь, рядом с паровозом-памятником, стоит узкоколейный вагон, использовавшийся на Тумской УЖД.



Купив билет до Великодворья "туда и обратно", выхожу на посадку. Тепловоз ДМ62 и два вагона - плацкартный и сидячий, - это и есть мой пригородный поезд. Жителям Москвы и Петербурга часто и невдомёк бывает, что пригородный поезд - это необязательно электричка. Я решил поехать в сидячем вагоне, так как он был хвостовым, что давало мне возможность снимать из тамбура убегающие рельсы. Прошёл и занял у окна кресло. Народу в вагоне - почти никого. К сожалению, стёкла на окнах грязные, поэтому качество большинства фотографий получилось весьма посредственным.

3. Из окна виден позднесоветский вокзал Владимира.



На часах - без одной минуты девять утра, и поезд по расписанию трогается. Вперёд, в Мещёру!

4. Отлично виден стоящий на возвышенности Успенский собор и губернские присутственные места рядом с ним.



5. Проезжаем под путепроводом, который затем переходит в автомобильный мост через Клязьму.



6. Через несколько сотен метров после вокзала сверху заканчивается контактная сеть, оживлённая двухпутная электрифицированная магистраль остаётся в стороне, а наш поезд медленно уходит в юго-западном направлении. На заднем плане, кстати, видна Николо-Галейская церковь (1735 год).



7. Мутное стекло и путевое развитие:



8. Едем через владимирские промзоны:



9. Высокое серое здание на заднем плане - видимо, элеватор.



10. Так как Владимир в эту сторону разрастается слабо, уже достаточно быстро наша тепловозная однопутная ветка выходит в леса.



11. Прибавляем скорость:



12. Первая остановка - 10 километр, в посёлке Мостострой. Судя по названию, здесь во время строительства Мещёрской железной дороги поселились строители моста через Клязьму. Хотя вообще-то довольно странно, - дорога (и мост) строилась ещё до революции, а название посёлка явно советское.



13. А вот и сама Клязьма. Прогремел под колёсами железный мост.



14. Миновав мост, поезд несколько километров идёт через рощи.



15. А затем появляется путевое развитие. Значит, здесь первая на пути станция.



16. Станция Улыбышево. На переднем плане виден пост ЭЦ, видимо, где-то 1960-х годов. А чуть дальше - деревянный вокзал, наверное, 1928 года, то есть времён перешивки узкой колеи на широкую.



17. Вид назад из окошка тамбура. Здесь стёкла гораздо чище. Слева виден тот же деревянный вокзал.



18. Нечётная (северная) горловина станции. С той стороны я только что приехал.



Периодически я ходил в тамбур, где и обзор шире, и окна чище. Хвостовым здесь был именно рабочий тамбур, через который производится посадка-высадка пассажиров.

19. Лес постепенно преображается. Если по дороге из Владимира в Суздаль или Юрьев-Польский путника окружают берёзовые рощи, то здесь заметно преобладание сосен.



20. Леса сгущаются. Начинается Мещёрский край!



21. Среди лесов затеряны деревушки, в которых неторопливый поезд делает остановки.



22. А народу - почти никого! Впрочем, соседний плацкартный вагон был населён значительно гуще (что логично, если учесть, что посадка производилась только в него), да и летом больше народу ездит, сколь мне известно.



23. Вагон мерно покачивается, ритм стука колёс иногда нарушается гудками локомотива, лес за окном всё гуще, и вдоль вагонов тянется сизый тепловозный дым.



24. Пейзаж дополняют тянущиеся на фоне леса линии телеграфных проводов со столбами.



25.



26. Вскоре лес опять сменяют признаки цивилизации:



27. И поезд прибывает в посёлок Головино, где на станции стоит семь минут, пропуская встречный товарняк.



28. Это, вроде, остановочный пункт 30 км:



29. Затем я вновь пошёл в хвостовой тамбур. Приятные ощущения... Слушая стук колёс, смотришь, как стальная колея уходит вдаль, а за вагоном от ветра вьётся снежная позёмка.



Видео:

image Click to view



30. Прибываем в посёлок Неклюдово:



31. На одноимённой станции - водонапорная башня. Видимо, дореволюционной постройки, то есть заставшая узкоколейную эпоху в истории этой дороги.



32. Миновав Неклюдово, поезд вновь едет среди стройных мещёрских лесов.



33. И болот. Наверное, по осени здесь в изобилии зреет клюква.



34. Лес густой, почти таёжный. Между прочим, слово Мещёра означает не только край, но и финно-угорское племя, проживавшее в этих местах, и ассимилированное славянами. Дремучесть и трудная проходимость здешних лесов довольно долгое время позволяла представителям этого племени скрываться от русских властей и молиться в чащах языческим идолам.



Я опять сходил поснимать видео из тамбура. В конце этого видео поезд останавливается на о. п. 42 км.

image Click to view



Ещё видео:

image Click to view



35. Чаща ненадолго расступается, и перед нами опять деревня. Эта обаятельная русская глубинка. Кстати, название у этого населённого пункта весьма советское - Комиссаровка.



Железная дорога, особенно вот такая - неторопливая и тепловозная, удивительно гармонично сочетается с атмосферой этой самой русской глубинки и окружающей её природы. Вот так гудит тепловоз, стучат колёса, а вокруг - заснеженные крыши домиков, и лес на заднем плане, - красота, да и только!

36. Станция Комиссаровка:



Отсюда на восток ответвляется тупиковая 15-километровая ветка без пассажирского движения, ведущая в посёлок Красное Эхо, от которого раньше шла узкоколейка в посёлок Анопино. Всё таки богат был раньше Мещёрский край железными дорогами, от которых ныне уже мало что осталось.

37. И снова плывёт за окном лес, любоваться которым можно бесконечно.



38. Деревни Александровка и Борзинка, у которых поезд останавливается на 56-м километре железной дороги:



39.



40. После этой остановки ещё несколько километров поезд идёт среди леса:



41. А затем показывается известный город Гусь-Хрустальный. Это райцентр Владимирской области с населением 57 тысяч человек, выросший среди лесной глуши в XVIII веке благодаря стекольным заводам промышленников Мальцовых. С железной дороги виден только частный сектор, но, насколько я знаю, этот город с архитектурной точки зрения интересен как цельный сохранившийся рабочий посёлок начала XX века. Любопытно было бы как-нибудь посетить этот город отдельно.



42. Красивый вокзал послевоенной сталинской постройки и (внимание!) высокая платформа! Поезд по расписанию стоял здесь 15 минут, правда, выходить на платформу для создания более качественного снимка я, признаться, поленился.



Проводница вернулась из соседнего вагона и открыла тамбур для посадки. Если до Гуся вагон почти пустовал, то здесь в него загрузилось довольно много пассажиров.

43. Через окно с зумом снял висящее на вокзале расписание поездов. Обратите внимание на расписание второй пары поездов, - из Владимира в Тумскую поезд идёт поздним вечером, а обратно ночью. Довольно странно.



44. В 10-58, как указано в расписании, отправляемся и несколько километров едем по Гусю-Хрустальному. Вон и заводские трубы из-за домов выглядывают.



Что интересно, название реки Гусь, по которой назван и город, к водоплавающей птице отношения не имеет. Топоним этот финно-угорского происхождение и означает "ель" (то есть "река с еловыми лесами по берегу"). Между прочим, на современном финском языке ель будет Kuusi.

45. Елей тут действительно в достатке. Да и сосен немало.



46. Через несколько километров после Гуся-Хрустального неожиданно нашу дорогу сверху по мосту пересекает двухпутная электрифицированная магистраль. Что же это, интересно, за дорога?



А это Московско-Казанская железная дорога! Построена она была в 1909-1913 годах и тоже прошла через Мещёрский край. Сейчас она фактически является одним из ходов Транссибирской магистрали. Неподалёку отсюда находится станция Вековка, на которой все поезда стоят по 20-30 минут в связи со сменой электровоза (это станция стыкования, где постоянный ток контактной сети переходит в переменный), и во время этой стоянки пассажиров атакуют торговцы хрустальными изделями с местных заводов. Не знаю, сохранилось ли данное явление в наши дни, но доводилось слышать, что бойкая торговля хрусталём на перроне в Вековке шла в девяностые годы. Кстати, через это место я проезжал прошлым летом, возвращаясь из Сибири, - поезд Красноярск-Москва шёл по Казанскому ходу; правда, ночью.

47. Углубившись снова в лес...



48. ...поезд вскоре прибывает на станцию Окатово:



49. Деревня:



50. И интерьер уютного вагона:



51. Затем поезд приезжает в Курлово - второй, кроме Гуся-Хрустального, город на этой ветке (население - 6 с половиной тысяч человек). Да и тот был посёлком городского типа до 1998 года (кстати, редкий случай, когда такое повышение произошло уже в постсоветские годы).



52. Районным центром Курлово не является; главным городом здесь всё так же остаётся Гусь-Хрустальный. Кстати, в Курлово, как и в Гусе, тоже был построен один из мальцовских стекольных заводов, действующий и сейчас.



53. Станция Курлово. Деревянный вокзал, видимо, тоже 1928 года, как и в Улыбышево. Хотя может быть и послевоенный.



Неожиданно в Курлово вышли все пассажиры, севшие в Гусе-Хрустальном. Ну то есть вообще все, до одного. Теперь я в вагоне один! Но и мне уже осталось ехать до Великодворья всего чуть более получаса. А из Владимира поезд отправился два с половиной часа назад.

Отправление из Курлово я снял на видео:

image Click to view



54. Стук колёс и заснеженная чаща. К стуку и гудкам, правда, добавился новый звук. После Курлово вдруг запели рельсы. Пением рельс называют такой мелодичный вой, который недавно отремонтированные и ещё не очень сильно накатанные пути издают при движении поезда.



55. Деревня Дубровка. Интересно, что все дома с четырёхскатными крышами, которые в этих местах ещё не столь сильно распространены.



56. На остановочном пункте 98 км поезд останавливается на переезде. Лес вокруг сплошной. Не хуже, чем где-нибудь в Карелии.



57. Последние километры перед тем, как я покину поезд:



Выпустив пассажиров в Курлово, проводница опять закрыла тамбур и ушла в другой вагон. Поэтому выходить на своей станции Великодворье я пошёл именно туда. Перейдя перед выходом в плацкартный вагон, я обнаружил, что в нём, во-первых, больше народа, а во-вторых, значительную часть пассажиров составляют железнодорожники в оранжевых жилетках, которые ехали проводить ремонтные работы туда же, куда ехал я, - в Великодворье. К выходу путейцы готовились заранее и основательно, вынося свой цельнометаллический инвентарь в тамбур, и загораживая им проход к двери. Данное положение вещей явно не порадовало проводницу, которая, задев какой-то прислонённый к стене лом, крикнула: "Так, железнодорожники! Вы чего мне тут весь тамбур загромоздили? Отодвиньте своё железо куда-нибудь в сторону. Дайте хоть к двери пройти!". Просьбу проводницы путейцы постарались выполнить, а там уже и поезд начал сбавлять скорость. В 12-01 он остановился, и я спрыгнул с подножки на занесённый снегом перрон.

58. Великодворье! Попал я куда-то в глушь Владимирского края.



Поезд, дав гудок, тронулся и поехал дальше в Тумскую, а пассажиры, включая путейцев с железными инструментами, разошлись. Вокруг тишина, заснеженные домики, штабеля брёвен лежат недалеко от путей. Где-то слышен то лай собаки, то звук электропилы, то мотор трактора. У меня есть два с половиной часа, в течение которых я могу погулять по этому мало известному путешественникам месту. Но об этом чуть позже...

Природа, Центральная Россия, Путешествия, Малодеятельные железные дороги, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up