Часть 2. Бологое-Полоцкое - Куженкино
Продолжение. Начало
здесьВ этой заметке мы продолжим ноябрьское путешествие вдоль заповедной железной дороги. Сегодня прокатимся рядом с самой линией и немного отдохнём на берегу лесного озера. Но сначала, как и обещал, посетим бывший военный питательный пункт возле станции Бологое-Полоцкое.
Комплекс построек расположен с западной стороны от путей. Он огорожен дощатым забором с металлическими воротами и будкой охраны. Автору этих строк удалось попасть туда потому, что к воротам подъехала машина, водитель которой после непродолжительного разговора согласился пропустить меня на территорию. Большинство находящихся там построек закрыты на замки, охрана и забор предотвращают проникновение вандалов, но от времени, увы не спасают.
Военный питательный пункт, как и железная дорога, был построен в начале XX века как место размещения следующих по железной дороге войск и обеспечения их провиантом. Утратив свои изначальные функции, он мог бы стать интересным образцом дореволюционной военной архитектуры.
Военный питательный пункт
Центральное место комплекса занимают четыре прямоугольных кирпичных здания столовых, расположенные продольными осями с севера на юг. Расположенные на фасадах три глубоких тамбура оформлены высокими пилонами с аттиковым завершением. Трубы над крайними входными группами указывают на то, что в тамбурах находились печи. Торцевые стены разделены пополам вертикальным контрфорсом, служившим, судя по завершающей его трубе, дымоходным либо вентиляционным (что более вероятно) каналом. Точнее сказать, не имея под рукой чертежей нельзя: изнутри все коммуникации замурованы. Ещё один фрагмент поздней переделки зданий - металлические ворота на одной из торцевых стен.
Единственное помещение в интерьере этих зданий не имеет ни стен, ни перегородок. Нет также потолка или перекрытий, поэтому видны сохранившиеся стропильные конструкции.
Сохранившиеся стропила
Замурованная ниша под печь
На территории питательного пункта, кроме столовых, находились казармы, хлебопекарня, баня, склады, погреб-ледник. Одни строения арендуются различными организациями и потому находятся в более или менее приличном состоянии, состояние других, к сожалению, гораздо хуже. Например, вполне ещё крепкой кажется деревянная казарма с северной стороны. Как и невысокая кирпичная постройка с вальмовой кровлей и небольшими окошками. А здание с ризалитом (скорее всего, баня) возле пруда уже практически превращено в руины. Да и не ко всем из них можно было подойти из-за зарослей или раскисших от дождей дорог.
«Живая» казарма
* * *
Минут через сорок-пятьдесят после того, как ушёл поезд на Осташков, к станции подъехал тепловоз ТЭМ18ДМ-1130 с тремя цистернами для находящейся неподалёку нефтебазы. Больше ничего я в тот день на перегоне не встретил. Из Бологого-Полоцкого я выехал около одиннадцати утра, к пятнадцати был в Куженкино. За всё это время никакого движения на 17-километровом перегоне ни в одну, ни в другую сторону не наблюдалось. Только в шесть вечера дорогу разбудит свисток паровоза с пригородным Осташков - Бологое.
Дремлет заповедная дорога. Будто набирается сил в ожидании чего-то большого и важного.
Тепловоз ТЭМ18ДМ-1130 с составом из цистерн на станции Бологое-Полоцкое
На въезде в Бологое-2 асфальт закончился, дальше пошла разбитая вся в ямах грунтовка, которая скоро привела меня в деревню Подлипье. Дома здесь, в основном, деревянные, с крышами, покрытыми шифером или кровельным железом. Чуть вдалеке за облетевшими деревьями видно озеро Бологое. Кажется, что своим немого архаичным обликом Подлипье создаёт гармоничное соседство с тихой железнодорожной линией. Даже золотая осень - самая прекрасная пора - не хочет уходить из этого уголка, сохраняя палитру тускнеющих красок.
Деревня Подлипье
В конце деревни дорога расходится в две противоположные стороны. Я, естественно, ухожу налево - к рельсам.
По одну сторону лес, по другую стальная колея - что может быть романтичнее, чем такое соседство природы и инженерной мысли? Возможно, что по грейдеру, проложенному буквально на расстоянии вытянутой руки от железнодорожного пути, шла строительная техника для замены моста через ручей Каменку, о котором будет чуть позднее. Сейчас она используется местными грибниками-ягодниками.
На тринадцатом километре линия оказывается в выемке. Судя по чистому, ещё не замасленному щебню и отсутствию травы между шпалами, за полотном следят. Путь бесстыковой - как на главных стальных магистралях. Уложен в 2017 году. На одном из рельсов нанесена маркировка: «Ч V 17 Р65», где первая буква означает завод-изготовитель, вероятнее всего, Череповецкий, римская и арабская цифры - соответственно, месяц и год выпуска, а Р65 - марку изделия. 65 - масса одного погонного метра рельса в килограммах.
Правда, обновлена и поддерживается в порядке линия не на всём своём протяжении, а пока только на одном перегоне и подъездном пути от станции Куженкино на аэродром Хотилово-2, где базируется истребительный полк. А также на соединительной ветке Бушевец (главный ход ОЖД) - Бологое-Полоцкое с заменой всех устройств СЦБ.
Жаль только, что модернизация пути на участке, проведённая для снабжения авиабазы, не включала в себя реставрацию исторических станционных построек.
Рельс с маркировкой «Ч V 17 Р65»
* * *
Я подъезжаю к мосту, о котором упоминал чуть выше. Если первые увиденные мной переправы, а также водопропускные сооружения были построены тогда же, когда и сама линия, и имеют гранитные устои, то здесь они, как и откосные крылья, бетонные. Точно такой же мост будет и через речку Ладыженку не доезжая Куженкино. Их заменили годом позднее, чем полотно на перегоне - в 2018-м.
Мост через ручей Каменка
Ручей Каменка
Переправа через Каменку, как и остальные на Бологое-Полоцкой дороге, рассчитана на два пути. На фото видно, что ширина устоев позволит при необходимости установить ещё одну пролётную балку. Единственное, что смущает - на самой насыпи, там, где должен лежать второй путь, в ряд стоят опоры линий электропередачи. Которые, если вдруг действительно возникнет необходимость в увеличении пропускной способности линии, придётся отодвигать в сторону.
Уткнувшись в русло Каменки, грунтовая дорога закончилась. Её продолжение на другом берегу представляло собой непроходимое месиво грязи. Я же решаю прогуляться к озеру, которое вижу за лесом. Сменить, так сказать, стихию.
Двигаясь вдоль камышей, я выхожу на небольшой пляжик. Приятный сюрприз: на этом крохотном пятачке на южной стороне озера Глубочиха стоит деревянный столик и скамейка. Место достаточно глухое, дорог поблизости нет, значит, нет и массового наплыва сюда отдыхающих. Зато и «мебель» стоит нетронутая и, мусор не валяется. Хотя накатанная колея и обозначена.
Присяду и я ненадолго. Поблагодарю мысленно неведомого мне плотника, посмотрю вдаль на убегающее за изгибы лесистых берегов озеро, да поеду дальше.
Озеро Глубочиха
Отсюда я выхожу к остановочному пункту «14 километр». Раньше это был разъезд и назывался Лесной кордон. Чуть вдали возле леса стоит охотничья вышка. Скорее всего, это охотники и обустроили для себя на озере место отдыха. Разъезд закрыт в начале 2000-х, рельсы второго пути сняты, а из пропитанных креозотом и потому сохранившихся шпал выглядывают запоздалые грибы. Какие? Честно скажу: не знаю. Даже руками не трогал. Но вряд ли съедобные.
Бывший разъезд, ныне о.п. 14 километр
Запоздалые грибы
* * *
Ещё находясь у озера, я услышал едва различимый монотонный шум. Причём, доносился он с противоположной от воды стороны. Лес? Не похоже. Дорог, как я уже написал выше, здесь нет. Что тогда?
На открытом пространстве шум стал отчётливее. Поднявшись на железнодорожную насыпь, я обнаружил источник звука: автотрасса М11. Та самая скоростная дорога с романтическим названием «Нева», которую в ноябре 2019 года открывал лично президент Путин. От бывшего разъезда до путепровода трассы чуть больше километра, но гул стоит такой, будто машины нескончаемым потоком идут прямо под окнами дома.
Трасса М11 «Нева»
Ох, эта М11, словно раковая опухоль нарушающая спокойствие заповедной железной дороги! Сколько леса было вырублено с её строительством, сколько сельскохозяйственных угодий уничтожено, сколько памятников природы загублено! Сколько таких жителей Тверской, Новгородской, Ленинградской областей, чей многолетний жизненный уклад был в одночасье нарушен поялением трассы! А если вспомнить связанные с ней и человеческие жертвы: избитый химкинский активист Константин Фетисов, искалеченный журналист Михаил Бекетов. И всё ради чьих-то амбиций, для того, чтобы на час быстрее доехать из одной столицы в другую.
Не зря жители нескольких десятков деревень и посёлков под Тверью
протестуют против строительства последнего участка платной автодороги! Им, купившим когда-то участки за городом и построившим там дома, эта трасса точно ничего хорошего не принесёт.
* * *
От о.п. 14 км до пересечения с трассой М10 я еду прямо по насыпи - по обе стороны от линии тянется болото. Скажу честно: не большое это удовольствие - трястись по камням шесть километров. Но не поворачивать же назад? На этом участке маршрута я был не одинок. Навстречу мне попались велосипедист (правда, не турист), женщина-пешеход и даже один человек на мотоцикле.
Пересекаю мостик на болоте. Речка под ним притекает или озерцо, так сразу не определить. Ограждений нет. Устои - гранитные. Почему его тоже не заменили на бетонный? Только ли из-за отсутствия подъездных путей или по какой иной причине? Хотя простоявшие больше ста лет гранитные устои продержатся ещё, как минимум, столько же.
Мост на болоте. Пока ещё гранитный
А на горизонте показался путепровод трассы М10 «Россия». Ещё немного, и испытания для моей «Мериды» закончатся: оставшиеся три километра от моста к станции Куженкино я поеду по дороге. Но это произойдёт уже в следующей части.
Единственное, что добавлю напоследок: шума от «России» гораздо меньше, чем от «Невы».
Трасса М10 «Россия»
Окончание
следует