Зимнее Мстино

Apr 06, 2018 00:39

Прогулка вторая. Пашино - Рагозино
Окончание. Начало здесь
Моряк Роман Малышев приезжает в родное село. Здесь его жизнь круто меняется, он начинает восстанавливать старинный храм, а затем принимает сан священника. Это краткое содержание восьмисерийного фильма «Батюшка», вышедшего на телеэкран в 2008 году. Кто-нибудь его помнит? Дело в том, что этот фильм имеет прямое отношение к моей второй зимней пешей прогулке вдоль озера Мстино, теперь восточного его берега. Почему - сейчас узнаете.



В отличие от посёлка Солнечный, эти края не так доступны в плане общественного транспорта. До деревни Пашино автобус от центра Вышнего Волочка ходит три раза в сутки - утром, в час дня и вечером. А дальше - до Садового и Алексеевского - тоже три раза, только в неделю: по средам, субботам и воскресеньям. Чем руководствуются в местных администрациях и ПАТП, когда утверждают расписание, почему уверены, что людям автобус нужен только в эти дни, а в другие он будет роскошью, мне не ведомо. Но это - факт, с которым не поспоришь. Поэтому маршрут, целью которой станет полуразрушенная церковь в Рагозино, начну от Пашина.





















*   *   *
В салоне автобуса - четыре человека, включая меня и кондуктора, за окном - поля и редкие перелески. От улицы Пашинской - последней остановки в черте города - до Пашина по петляющей туда-сюда неширокой дороге чуть больше четырёх километров. Конечная остановка - на окраине деревни. Белый «ПАЗик» минут десять постоит и отправится обратно в Вышний Волочёк. Для транзитного транспорта вокруг Пашино есть объездная дорога.

Деревня довольно крупная, будь в ней церковь, могла бы иметь и статус села. Но церкви нет. Как и людей: не встретилось мне в тот день ни одного человека в деревне. В конце февраля, когда, казалось, сама погода - ясная и безоблачная - должна была выгонять людей из дома на улицу, никто не шёл в магазин, не возвращались рыбаки с озера. Только собаки лаяли из-за забора, когда я останавливался возле какого-нибудь красивого добротного дома, чтобы сфотографировать. Раз есть собаки, должны быть и люди. Только попрятались все.

Пашино












Налево - окружная дорога



Озеро Мстино









Надо сказать, что не только в Пашине, но и вообще за несколько часов моего пешего турне мне не попалось и одной живой души. Ни в Быстром, ни в Рагозино. Сразу вспомнилась совершенно пустынная аллея на Патриарших прудах из «Мастера и Маргариты». И ведь, если разобраться, теоретически в моей вылазке было место для чего-нибудь мистического, необъяснимого: шёл-то я не куда-нибудь, а к полуразрушенной церкви. А какие тайны она прячет от разных искателей приключений - поди узнай.
























В этот раз я шёл не по асфальту, под ногами у меня похрустывал снег. Пару раз выходил к озеру. От дороги его отделяли какие-то метров двадцать, но пробираться приходилось по сугробам по пояс. До Быстрого идти почти три километра. Три километра чистейшего воздуха и тишины. Мне даже показалось, будто я шагаю не туда - уж слишком пустынной и безлюдной была дорога. Пока я шёл этот участок, мне навстречу проехали одна легковушка и «буханка» МРСК, а обогнал УАЗик, повернувший в сторону охотхозяйства. Но следы протекторов явно указывали на то, что совсем недавно здесь был автобус. Значит, иду правильно.


















*   *   *
Быстрое. Ещё одна деревня на берегу Мстино и тоже довольно крупная. Хотя раньше это было селом - уже упомянутый мной в прошлой части краевед Денис Ивлев пишет, что до 30-х годов прошлого столетия в Быстром существовал каменный Знаменский храм, пока не был взорван. И даже место - пустырь в окружении вековых деревьев - где он стоял, можно определить. Но делать это лучше летом, поэтому «исторические изыскания» я решил отложить до более тёплых и менее снежных времён. Поэтому я покидаю впавшее в зимнюю спячку Быстрое и иду дальше. Тем более, что цель моего похода уже не так далеко. Знать бы, как на деле получится.

Быстрое





















Конец февраля: Новый год продолжается






Идиллию чудесного дня нарушают торчащие вдоль дороги стволы борщевика. Это сейчас он жалок и, кажется, беззащитен, а с весной он вновь наполнится ядовитым соком и превратится в густые опасные джунгли. Навстречу мне едет школьный автобус. Примерно через километр-полтора должен быть поворот налево - на Рагозино. Не пройти бы. Слева - зимнее озеро, впереди - изумрудный лес и сверкающий, словно россыпь бриллиантов, снег. Показались первые очертания села Леонтьево и храма Преображения на другом берегу. Но низкое зимнее солнце уже опустилось на уровень куполов храма, и я, стараясь не смотреть налево, благополучно прохожу нужный мне поворот и углубляюсь в лес. Так я протоптал ногами лишние 2 км и дошёл до Терпигорево.
























Помните у Некрасова: «Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож»? В 1964 году деревню Терпигорево попытались переименовать в Черёмушки, однако название не прижилось. Побродив по очередной заснеженной деревне, с высоты поглядывающей на и ледовую Мстинскую гладь, возвращаюсь назад. А что делать?

Терпигорево
























*   *   *
На этот раз я в поворот попал. Ещё пара километров - и я в Рагозино.

Церковь стоит, как и положено, на возвышении. Но возможности подойти туда нет. С холма вниз к озеру спускается накатанный след от снегохода, а вот до самого этого следа от края деревни мне в очередной раз за этот день пришлось перепахать сугроб.

Поворот на Рагозино






Рагозино















Церковь - копия той, что стоит в Озеряево на берегу озера Городно. Это на соединительной дороге между Осечно и Овсище. Факт любопытный, но не из ряда вон выходящий: такое встречается. Единственное - на той, что в Рагозино, нет колокольни, а рядом - дома батюшки.

И вот я на горке возле храма. То, что следов нет, понятно: кому и зачем ходить на развалины? Но почему стены, вернее, то, что от них осталось, из фанеры и гипсокартона? Это же храм, а не барак.

Потому, что никакой это не храм. Это - муляж. Бутафорская церковь, сложенная специально для съёмок сериала «Батюшка». Сделанную не из кирпича, как прототип в Озеряево, а из деревянного бруса и обшитую гипсокартоном и фанерой, её, по всей видимости, должны были разобрать сразу после съёмок. Но не разобрали. Дом батюшки и колокольню - в фильме присутствуют обе этих детали - растащили, скорее всего, местные жители, остальное каким-то чудом стоит.


















Хотя, если десять лет «храм» простоял, то, может быть, и ещё простоит нетронутый. Но время, в отличие от человека, не имеет ни чувств, ни памяти, а потому безжалостно.

Попробуем зайти внутрь и посмотреть на убранство. Восторга от увиденного нет. Не только потому, что разруха. Считается, что лики святых не тускнеют и вообще не теряют своей красоты даже под слоем грязи или потускнев от времени. Увы, не всегда. Написанный специально для фильма, а сегодня всеми забытый Серафим больше напоминает детский рисунок или граффити на заборе, но никак не бессмертное творение иконописца.

Кстати, о фильме. Я его специально посмотрел. Если вы его не видели, то потеряли немного. Идея-то хорошая, но слабая режиссура и такая же слабая игра всё портит. Переигрывание, несоответствие реальности - не спасает даже актёрский состав: Виктор Павлюченков, Тамара Сёмина, Анна Легчилова, Юрий Шевчук (музыкант играет врача в местной ЦРБ и поёт за кадром перед началом каждой серии), Евгений Леонов-Гладышев (Вася Векшин из «Место встречи изменить нельзя»), Лев Борисов. После Антибиотика из «Бандитского Петербурга» отец Афанасий, наверное, - вторая большая роль для этого актёра. Сыграл её Борисов блестяще, искренне, тут ничего не скажешь, но всё равно священник из него получился не совсем натуральный.


















В общем, интересен «Батюшка» будет, разве что, жителям Вышнего Волочка и тех его окрестностей, что попали в фильм. Возможно, десять лет назад он стал настоящим прорывом в киноискусстве, но сегодня воспринимается как одноразовая мелодрама.



*   *   *
Пора выбираться. Но куда? Судя по времени, пока я обследовал местность, автобус сообщением Вышний Волочёк - Садовый - Алексеевское успел доехать до конечной и обернуться. Выходить на дорогу и ловить попутку бесполезно по причине, о которой сказано выше. Проще пешком до города добраться. На другой стороне озера - Леонтьево, там машин ходит побольше. Но в прошлый раз попытка пересечь лёд едва не обернулась для меня купанием в холодном озере. Что делать?

Решаю рискнуть. Вооружившись выломанной возле бутафорского храма палкой и используя её в качестве щупа, иду в Леонтьево. Удачно. Никаких луж и промоин. Поднялся на берег возле церкви Преображения, а на дорогу вышел через оказавшуюся открытой калитку двора соседнего дома.


















Прошёл ещё метров двести, стряхивая с обуви и брюк снег, и остановил машину, на которой добрался до Вышнего Волочка. Водитель - житель Москвы, - которому я рассказал о том, как ходил около храма из гипсокартона, сам бывал в Рагозино. Фильм «Батюшка» Андрей - так звали хозяина «Рено-Логан» - видел, но был от него, как и ваш покорный слуга, не в восторге: «Вообще, странно. Зачем было строить с нуля, разбивать грузовиками дорогу, если съёмки можно было провести в любом другой деревне. Да и сериал вышел так себе, средненький. А церквушку жалко будет, если всё же снесут. Пусть тогда уж новую отстроят. Нормальную. И службы проводят».

А ещё добавил то, что я сам замечал не раз: «Там, где есть церковь, население добрее, что ли, человечнее. Я по России поездил, так что мне есть, с чем сравнивать».









*   *   *
Зима-2018 уже ушла в историю, оставшись в фотографиях и путевых заметках. Впереди весна, затем лето, а это означает, новые поводы для прогулок по интересным местам. И сюжеты для следующих впечатлений.



















Мстино, храмы, Вышний Волочёк, кино, Тверская область

Previous post Next post
Up