Часть 1. Край света
Если хотите сочетания отдыха с хорошей физической разрядкой, побывать в глухих местах самого центра России, добро пожаловать на речку Созь под Тверью. Проверено: впечатлений и ощущений будет предостаточно.
Просматривая туристические сайты, понимаешь, что давно уже не осталось вершины, куда не был бы водружён флаг покоривших её альпинистов; реки и озера, воды которого ни разу не были рассечены вёслами или винтом мотора; клочка суши вдали от городского шума, где бы не стояла палатка, не горел костёр, не звучали под гитару песни Визбора или братьев Мищуков. Одни маршруты пользуются большим интересом, другие меньшим, но в любом случае той тропой, которую ты считал нехоженой, до тебя уже кто-то когда-то ходил. Небольшая речушка Созь - одна из тех, что, судя по отзывам в глобальной сети, не особенно популярна у любителей активного отдыха. Это подтвердили и байдарочники, которых мы встретили на одном из завалов. Представленные здесь фотографии не передадут в полной мере всего «веселья», которое испытывает турист на Сози от многочисленных её сюрпризов - в самые сложные моменты, как правило, не до съёмок. Остаётся попробовать описать пережитые приключения словами. Когда, уже зажили синяки и ссадины, улеглись эмоции, а воспоминания, причём, не самые плохие, остались.
На лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь
Место, где берёт своё начало Созь, так же удивительно и уникально, как и сама речка. Поэтому позволю себе вкратце рассказать о нём. Есть в Тверской области на территории Калининского и Рамешковского районов огромное, почти в четыре тысячи гектаров болото «Оршинский Мох». Посреди этого болота - система озёр, именуемая Петровскими. Всего озёр более сорока, между собой они соединяются небольшими речками и протоками. Более или менее крупных пять, самым обширным является Великое, из которого и вытекает речка Созь.
Петровские озёра богаты рыбой, а их болотистые берега - брусникой, клюквой, грибами. Добраться до озёр можно только по воде - как раз по Сози, зимой - по зимним трассам, зимникам. Зимники, надо сказать, поддерживаются в состоянии дороги не постоянно. Чтобы расчистить снег, несколько рыбаков заранее нанимают трактор, а едут или следом на машине, или прямо на прицепленных к трактору санях-волокушах. Потом трассу вновь засыпает снегом, и так до следующей вылазки.
Самое удивительное, что в этой глуши, на берегу одного из озёр - Глубокого - есть три деревни: Петровское, Остров и Заречье. Когда-то они действительно были деревнями, по одной из версий, были основаны во времена Петра Первого для ссылки пленных шведов. Отсюда и название озёр - Петровские. Место для изоляции, действительно, идеальное: кругом на десятки километров болота, никуда не убежишь. В советское время здесь был колхоз-совхоз, сейчас дома в Петровском, Заречье и Острове используются лишь в качестве дач, хозяева которых, приезжая, пользуются мобильными электростанциями. Потому что в 90-х годах вместе с развалом всего исчезли и провода ЛЭП.
Так выглядят Петровские озёра на топографической карте
В мае 1999 года в еженедельнике
«Караван» вышла большая статья о жизни на Петровских озёрах и о том, что эти забытые Богом и людьми края посетил губернатор Тверской области Владимир Платов. Вот он, на нижнем снимке в середине, сидит на лавочке с двумя аборигенами. Ни до него, ни после чиновники такого ранга на Оршинских топях не бывали. Да и журналисты, похоже, тоже.
Километрах в пяти от Великого на речке Созь есть деревня Быково (местные делают ударение на втором слоге) - перевалочная база для рыбаков. Здесь они оставляют машины, пересаживаются на лодки и катера и идут на озёра уже по реке. Мы вдвоём с Михаилом Шуликовым - тем, с которым ходили по реке Кулой на Белое море (
«К студёному Белому морю») и по Ижме-Печоре от Сосногорска до столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мар (
«Сосногорск - Нарьян-Мар: большой вёсельный путь») - стартовали, немного не доезжая Быкова. Только не вверх, на озеро Великое, а вниз, до посёлка 1 Мая. Произошло это в середине июля этого года.
Готовимся к старту
Куда уходят мосты?
Верхнее фото сделано три года назад на Кулое. Так выглядит лодка, на которой мы пошли в этот небольшой поход по Сози.
«Кайнар» или СНЛ-8 - скоростная надувная лодка с восемью посадочными местами. Снять её целой я тогда не успел - во время прохождения одного из завалов мы пропороли борт, заклеить возможности не было, поэтому так до конца со спущенным и шли. Конечно, это было авантюрой - идти на такой лодке по речке, которая в верховьях немногим шире «кайнарки», но уж больно на ней комфортно. Пять с половиной метров длина, метр семьдесят ширина - для двоих человек условия просто люкс.
Наша лодка. Фото 2010 г.
Дорога Рождествено - Быково
А начиналось-то так хорошо! Мы вышли возле моста через Созь, куда нас довезли на машине. Левее видны крыши домов Быково. Даже не стали запускать двигатель - узенькая, но быстрая речушка нас и так хорошо несла течением. Лодку разворачивало то кормой вперёд, то снова носом, мы лишь изредка, когда нас начинало прибивать к берегу, слегка отталкивались от суши вёслами. Извилистая, спокойная и в то же время стремительная река с камышовыми зарослями и нечастыми деревцами по берегам, тишина - всё это создавало ту идиллию, о которой в городской суете можно только мечтать. Тучки на небе ко второй половине дня, когда мы встали на воду, постепенно разгоняло, что придавало особый оттенок той идиллической атмосфере. Эх, знать бы, чем всё это обернётся.
Вдалеке - крыши домов деревни Быково
Мост через Созь
Егор, человек, который нас довёз
Время от времени мы останавливались, чтобы искупаться - вода, к слову сказать, была хоть и не студёная, всё же для июля довольно бодрящая. Кое-где Созь перегораживали сваленные деревья, но серьёзной преграды они не представляли. Одни лежали достаточно высоко, и лодка вполне могла под ними проплыть, по другим достаточно было несколько раз ударить топором, после чего ствол под собственным весом переламывался на две части и уходил под воду. Так, сплавляясь по течению, разминая мышцы рук и принимая водные процедуры, мы к вечеру дошли до деревни Ильино.
О появлении впереди населённого пункта указывали своеобразные ворота - пни от деревянного пешеходного моста. Сам мост мы обнаружился в нескольких десятках метров. Точнее, это была странного вида конструкция, выполняющая функции моста. Вот она - поросший травой бревенчатый настил, с которого на противоположный берег переброшены несколько сбитых друг с другом стволов деревьев и досок. Ломать и топить мост не будешь, лодку со всем остальным придётся обносить по берегу. Делать это решили утром, а пока устроили на ночь стоянку.
Остатки моста
Домик в Ильино
Новый мост
Щедро наточен народный топор
Человек справа на снимке - Владимир, дачник из Ильино. Постоянно живёт в Твери в «Юности», но большую часть лета проводит в деревне. Здесь сад-огород, грибы-ягоды, рыбалка. Ещё вечером Владимир, увидев нас и нашу лодку возле моста, подошёл к нам и пообещал утром прийти помочь перенестись. Но помощь не понадобилась: на свежую голову мы решили, что справимся без этой муторной процедуры. Чуть приспустив борт и притопив кормовую часть, легко протянули под мостом лодку вместе с мотором.
А переправа в этом месте и в таком виде появилась, как объяснил Владимир, волею случая. Точнее, водной стихии. Внешне похожий на плот бревенчатый настил по берегу - не что иное, как сам мост, снесённый несколько лет назад с опор (тех самых, что мы видели выше) во время ледохода и выброшенный здесь на сушу. Его и решено было использовать в качестве опорной части. Пролётную часть уносит каждую весну, после чего местные мужики ставят новую, такую же грубо сколоченную. Тут уже не до эстетики, важно чтобы просто можно было ходить.
Дальше начинается то, что проходящие маршрут туристы могут назвать как самое трудное и экстремальное, а журналисты - самое интересное. Правы и те, и другие, любой бывалый походник скажет, что без сложностей и вспомнить, бывает, нечего. Практически сразу после Ильино речка пошла через лес. Правильнее сказать, через дебри - тёмные, глухие и непроходимые. Уже на входе в эти дебри нас ожидал сюрприз - два или три лежащих поперёк над водой дерева со стволами сантиметров 20 в диаметре. И внизу под ними не поднырнёшь, и сверху лодку не провезёшь. Что делать? Топор в руки - и вперёд. Раз, два, три - только эхо слышится от ударов железа по древесине. Хорошо, что топоры у дяди Миши всегда наточены от души, качественно и на совесть.
Один из первых сюрпризов - не самый страшный
Стаскиваю на берег часть дерева
Такие сюрпризы из поваленных деревьев встречались нам в среднем через каждые метров сто. Одни, выдранные с корнем или обломанные, сами упали от старости, другие были подточены бобрами, причём, совсем недавно и ещё сохраняли характерные следы зубов. Третьи явно спилили местные рыбаки для переправы. Мы пожалели, что не взяли с собой бензопилу. Разве не знали мы, что может представлять собой Созь? Знали, причём оба, по крайней мере, догадывались, слышали от других, читали. Но даже представить не могли, что будет так. Рыбаки-охотники, как мы думали, там должны ходить на «казанках» и время от времени расчищать древесные завалы. Но или никто, кроме редких искателей приключений, по Сози не ходит, или лес падает с такой частотой, что его просто физически не успевают убирать.
Мы даже не запускали двигатель - смысла не было. Зачем, если всё маршрут превратился в сплошную его расчистку. Так и шли как каноисты - один, стоя на колене и с одним веслом, впереди, второй точно так же сзади, перемещаясь время от времени с одного борта на другой. Двумя вёслами на «кайнарке» не поработаешь при всём желании - широкая она.
Продолжение
следует