В продолжение "
из прошлого советской фотографии"
В Нижнем Новгороде есть "Русский музей фотографии".
Нам давно хотелось в него попасть и в один из выходных мы туда отправились.
Музей в прошлом был фотоателье, где работали известные фотографы Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев.
Оба были членами Российского фотографического общества. Карелин известен как основоположник жанра
художественной фотографии. Дмитриев стоял у истоков российской публицистической фотожурналистики.
На одной из экскурсий мне рассказывали, что фотоателье было одним из любимых мест анархистов уже при советской власти.
Правда ли это, судить не берусь.
Музей - 3-хэтажный, на первом выставлена фототехника различных времен, начиная с 19го века, а на стенах развешаны фотографии Карелина. На 2-х других этажах проходят выставки фотографии. На заре фотографии фотоателье строилось по особенному, последний этаж с одной стороны имел глухую стену, а с другой стеклянную, чтобы обеспечить необходимое освещение во время съемки.
Здесь рассказ пойдет о первом этаже.
В первой комнате можно увидеть технику конца 19 века.
Огромные первые фотоаппараты.
Тут даже и объектива-то фактически нет.
Некоторые на специальных станинах. Прямо как пушка на лафете :)
Вот эта, например, называются "складная дорожная камера". Трудно себе представить, как такую камеру можно было
считать дорожной. Однако это так, камера принадлежала Дмитриеву 1890год.
Она же, только уже вид сзади.
Время и прогресс бежит быстро и появившиеся портативные камеры делают революцию в мире фотографии.
Из удела избранных фотохудожников фотография становится инструментом корреспондентов и частью повседневной жизни.
Для сравнения рядом находится книга.
Среди представленных, хорошо известная сегодня фирма Кодак с множеством разных портативных фотоаппаратов.
Это одни из первых серийных фотоаппаратов.
Отличительные особенности: подвижная объективная стойка, возможность смены объективов, легкость, портативность, готовность к съемке в любой момент.
Кстати, это пленочные фотокамеры и это 1908-1909 год...
Шло время, размеры все больше уменьшались, совершенствовалась оптика, и фотоаппараты все больше приближались к привычному нам внешнему виду.
А это уже стенд советского фотопрома.
Киев-88 - размер кадра 6х6, встроенный ТТЛ, зеркалка. Металлические гофрированные шторки из нержавейки!
Наверное он дорого тогда стоил. Металлическая шторка в отличие от синтетической не дубеет на морозе, что позволяет снимать при температурах
скажем -20, когда Зенит "замерзает" и отказывается работать. Советский аналог ГДРовской "Практики".
С учетом зерна на пленке, несмотря на все ухищрения при проявке, увеличение размера кадра радикально влияло на возможность делать большие фотографии без появления зерна.
Встроенный TTL-фотоэкспонометр (TTL) не был сопряжен с выбором режима съемки. Это означало, что наводя фотоаппарат на объект съемки можно было получить пару выдержка-диафрагма, которые уже выставить на фотоаппарате.
Первый фотоаппарат с TTL-экспонометром - «Topcon RE-Super» (1963год).
Кстати, этот фотоаппарат выпускался до 2009года! Кому он был нужен в эпоху цифровой фотографии, для меня загадка.
Фотокамеры 6х6 или 6х9 были редкостью, обладателями которых были профессиональные фотографы или очень увлекающиеся любители. У большинства же были пленочные фотоаппараты под кадр 24х36 мм.
Вообще "Киев" считался среди советских бытовых зеркалок лучшим и наиболее дорогим. Вот эта модель обладала уникальным ламельным веерным затвором с балансирами, чтобы уменьшить вибрацию камеры при срабатывании затвора. И конечно она снабжена TTL.
Выпускался с 1973 года. Особенностью являлось отсутствие кольца диафрагмы на объективе. Диафрагмой управляли с помощью регулятора на корпусе, перемещение которого с помощью механического привода меняло диафрагму в объективе.
Камера с помощью этого же привода могла автоматически устанавливать диафрагму в режиме "приоритета выдержки"
Эта модель выпускалась с 1985 года. Она тоже имеет затвор из металлических ламелей, двигающихся вертикально.
Википедия утверждает, что цена его была всего 150руб. И модель создавалась как более дешевый аналог Киев-20.
Аппарат также имеет TTL. Вероятно, это уже подразумевалось, потому что на корпусе "волшебной" надписи уже нет.
Вот такой Зенит-TTL. Стоил дешевле Киева. При этом благодаря системе TTL фотографировать им было быстрее и комфортнее.
Точность замера экспозиции была значительно выше, чем с помощью внешнего фотоэкспонометра. В поле зрения видоискателя находилась стрелка, которая показывала "пересвет-недосвет". Фактически установив чувствительность пленки и выдержку, кольцом диафрагмы нужно было привести стрелку-индикатор в нейтральное положение.
Конечно без такового устройства мы пользовались наружными фотоэкспонометрами, и опыт помогал выставить выдержку и диафрагму.
Но кадров всего 36, ошибки стоили дорого. А TTL позволял их избегать. Впервые подержал в руках такой аппарат на экскурсии во Львове (у одного из товарищей был такой). Понравился.