«Пионеры-герои». Посмотрел таки фильм - в интернете, но сама режиссёр типа
не против *), симпатичная девушка (в фильме она играет одну из главных ролей), денег ей не надо (ну надо конечно, всем надо, но...) но главное для неё другое, - чтобы её высказывание услышали.
*) - Он ведь, рано или поздно, появится в Cети?
- Да, это меня греет. Фильм уже появился в сети. Я и сама скачиваю фильмы. Я заинтересована, чтобы фильм посмотрело как можно большее число зрителей. Его снимали про людей и для людей. И неважно, где они его посмотрят - в кино или через торрент. Дай бог только чтоб в хорошем качестве. Я понимаю, что основной мой зритель - он в Интернете.
Высказывание... герои фильма из поколения 30-40-летних (поколение Навального и Прилепина - и Натальи Кудряшовой, автора фильма), их успели принять в октябрята и пионеры, они успели захватить в раннем детстве кусочек советского рая, который в фильме выглядит несимпатично - поначалу, потом по ходу фильма, вплоть до совершенно неожиданной, неоправданной и неподготовленной сюжетными ходами кульминации, которая тот самый "бог из машины", но здесь он совершенно к месту, когда ... впрочем, не буду спойлить, скажу лишь, что для меня этот момент был как удар обухом по голове, кто просмотрит - поймёт, о чём я, даже если фильм не понравится (а он не обязательно всем понравится). Меня что называется - прошибло, автор достиг своей цели, за это ей отдельное спасибо. За сильное впечатление от просмотра, за, не побоюсь этого слова, - катарсис. Такого кина, такого, что способно вывести на катарсис, мало сегодня снимается, и не только у нас.
Суть же высказывания, как я его понял, довольно банальна - выросшие из советского детства, не то, чтобы несчастливого ... странного по сегодняшним меркам, к которым мы уже успели привыкнуть, с анализами кала, что нужно приносить в школу в спичечных коробках (честно говоря, не помню, было наверное...), со шпиономанией (не помню), с пионерами-героями... - вот это хорошо помню, наша пионерская дружина носила гордое имя Павлика Морозова, отряд у нас был имени Гули Королёвой (был у нас один мальчик, звук "г" выговаривал как "h"...) - выросшие из своего советского детства герои мучаются в своей взрослой, довольно успешной жизни - деталь, подчёркнутая в фильме - провинциалы, они перебрались в Москву - мучаются от ощущения пустоты, что обволакивает, обессмысливает всё их существование. Самое страшное, что из пустоты ведь нет выхода, в ней нет ни дверей, ни окон, ни форточек, вообще - ничего, nihil.
Но автор фильма возможность выхода всё-таки даёт своим героям, по крайней мере двум из троих, - тот самый Deus ex machina. Они эту возможность не упускают... И тут...
Неожиданно зритель, не каждый конечно, и далеко не каждый, понимает одну простую вещь - в пионерах-героях был смысл... И этот смысл, что был заложен в детскую головку в раннем-раннем детстве, "до семи лет", (Толстой говорил - до пяти...) - он и сработал при форс-мажорных обстоятельствах, которые резко взрывают нарочито вялое (никакое) развитие сюжета. В идее пионеров-героев был смысл, в набившей оскомину фразе - в жизни есть место подвигу. А в нашей жизни, сегодняшней, благополучной, благоустроенной, но - пустой - смысла нет...
...Я не апологизирую совок, отнюдь, думаю, автор фильма тоже.
Тут простая мысль возникла у меня, параллельно просмотру и впечатлениям от фильма.
Был у нас советский миф, на котором мы росли и воспитывались. Плох он или хорош - не об этом речь сейчас. Допустим плох и - возникает миф антисоветский.
Он и возник, постепенно нарастая и набирая силу. Наконец - в "огоньках" и "взглядах", при Софье Власьевне ещё! он достиг своего апогея. Как раз в то самое время, когда октябрёнка Наташу Кудряшову принимали в пионеры (чуть раньше - Лёшу Навального...)
Как и любое анти-, не имеющее своей собственной опоры (как выяснилось позже, хотя чувствовалось уже тогда), опирался он на позитивную часть слова, на -советское. Но вот Софья Власьевна умерла, вот уж четверть века, как справляем поминки. Советское - испарилось.
И осиротевшее анти- из анти-советского мифа по всем законам логики обращается - в пустоту.
В nihil.
Постсоветского мифа, несоветского - у нас нет. Только вялые усмешливые постмодернистские комбинации осколков былых мифов, включая и советский, конечно...
Как "самый близкий и родной". Впрочем, к фильму эта моя последняя фраза не имеет ни малейшего отношения, кажется...
UPD. Вспомнил другой
фильм, из ближнего зарубежья, тоже постсоветского, недавно просмотренный. Монотонность/Monotonija. Латвия, 2007. Тоже там у них, убежавших из тюрьмы народов, со смыслами - не очень...