7 неудачных картин известных художников

Jun 10, 2024 14:09


Даже самые искусные живописцы иногда совершают ошибки.

Выразительные мазки Ван Гога и сказочные сюжеты Шагала! Знаменитые художники на протяжении всей истории человечества создавали самые восхитительные произведения, выполненные с непревзойденным мастерством владения светом и цветом, линией и пространством. Но надо признать, что были и неудачные работы. Речь идет не о картинах, призванных передать гротескность человеческой жизни, а о произведениях, свидетельствующих о неуклюжих штрихах, сомнительном выборе или грубой руке создателя. Похоже, что даже у самых искусных художников бывают неудачные дни.

Не верите? Вот семь работ известных художников, которые были свидетелями “плохих” дней их создателей.

NB! Контент носит развлекательный характер, и не стремится принизить заслуги художников

Анри Матисс. Портрет Сары Стайн. 1916 г.





Портреты Матисса известны своими выразительными плоскостями, которые, кажется, передают психологические состояния натурщиков. Но в данной работе это не так. В портрете своей покровительницы Сары Стайн, Матисс изобразил миссис Стайн максимально абстрактно, черты ее лица слишком упрощены, а шея будто зажата между гигантскими лезвиями ножниц. Его типичная яркая палитра также отсутствует, за исключением светлых пятен на лице Стайн. Даже этюд, который Матисс сделал со Стайн, выглядит на порядок лучше, чем этот законченный портрет.

Эдвард Мунк. Злая собака. 1938-43 гг.



Если вы не поняли, Мунк недолюбливал эту собаку. Хотя норвежский художник, безусловно, был любителем животных, эта собака, принадлежавшая его соседу, была, по-видимому, необузданным зверем, который не вызывал у Мунка симпатии. "Я сам много раз темными ночами подвергался нападению этого зверя, - писал он, - даже прямо у моего собственного дома". Такое поведение лишь немного оправдывает этот наспех намалеванный кусок топлива для кошмаров, в котором породистая собака кажется не столько злой, сколько готовой проводить вас в подземный мир.

Марк Шагал. Посвящается Аполлинеру. Этюд. 1911 г.



Конечно, творчество Шагала тяготеет к причудливости и символизму, но эту аляповатую работу, этюд для оды поэту Гийому Аполлинеру, лучше не видеть. По замыслу художника, она должна изображать сросшиеся тела Адама и Евы, но в результате получилась путаница в пропорциях и аляповатый фон. Справедливости ради следует отметить, что это этюд, который, тем не менее, открыл путь к созданию потрясающего авангардного полотна, поэтому мы отнесемся к нему спокойно.

Винсент Ван Гог. Молодой человек с васильком. 1890 г.



Стоит признать, что в свое время Ван Гог создал несколько настоящих анти-шедевров. Однако мой голос отдан картине с изображением юноши, встреченного им в Овер-сюр-Уаз. Конечно, художник хотел запечатлеть загорелый цвет лица и лучезарную улыбку. Но получилось зеленоглазое, пятнистое, остроухое существо, обесцвеченные губы которого сжимают стебель василька.

Георг фон Розен. Сфинкс. 1887 г.



Шведский художник Георг фон Розен, хотя и не самый известный в этом списке, получил признание в конце XIX века за свои тонко детализированные исторические сцены, выполненные в строгом академическом стиле. Поэтому данная работа 1887 г. вызывает недоумение. В изображении мифического животного фон Розен имеет тело льва и голову человеческой женщины, но пропорции настолько нарушены, что это отвлекает от тщательно прорисованной работы. Серьезно, где у нее шея, Георг?

Пабло Пикассо. Девочка с цветочной корзиной. 1905 г.



Если оставить в стороне грубо асимметричную динамику власти, когда взрослый мужчина заставляет ребенка позировать ему в обнаженном виде, то все равно это раннее полотно Пикассо - не лучшее его произведение. Лицо одноименной "Линды" нарисовано с какой-то вызывающей усталостью от мира, но в остальном она неуклюжа (бывшая владелица работы Гертруда Стайн жаловалась, что девочка нарисована с "ногами как у обезьяны"). Обстоятельства и аляповатость картины не помешали ее продаже: в 2018 г. на аукционе Christie's это безобразие было продано за 115 млн долл.

Рембрандт ван Рейн. Извлечение камня (Аллегория осязания). Ок. 1624-25 гг.



В 18 лет Рембрандт создал серию картин, каждая из которых представляет собой аллегорию одного из пяти чувств. Понятно, что для молодого, но не менее одаренного художника эти работы не достигли того уровня реализма и тенебризма, которым отличались поздние работы голландского мастера. Обоняние и слух можно простить, но "Осязание", где изображен человек, которому делают шарлатанскую операцию, откровенно карикатурно - от трехпалой руки врача до глаза-обскуры зрителя. Конечно, сцена должна быть комичной, но не до такой степени.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды

Еще почитать:

Дружба в мире искусства: Александр Родченко Х Владимир Маяковский

Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к искусству и животным

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Музы и модели: таксы в искусстве

картины, искусствовед, искусство, культура

Previous post Next post
Up