Искусство - это зеркало, в котором каждый находит частичку самого себя. Но как научиться видеть его четче, проникнуть вглубь, ощутить ту самую искру, которая превращает обычное посещение арт-пространства или музея в настоящее откровение?
Несмотря на то, что искусство окружает нас повсюду, многие из нас продолжают чувствовать себя потерянными в этом многообразии стилей и направлений. Согласно опросам, более половины людей признают, что плохо разбираются в искусстве. Но не стоит расстраиваться! Я подготовила для вас несколько простых, но действенных рекомендаций, которые помогут вам начать смотреть и видеть искусство по-настоящему.
Выберите экспозицию, которая соответствует вашим интересам
Ключ к тому, чтобы найти произведение искусства, которое вам действительно откликнется, лежит в выборе пространства, соответствующего вашим интересам. Например, если вас волнуют проблемы чрезмерной цифровизации, обратите внимание на выставки, посвященные этой теме. Здесь вы наверняка встретите работы, которые будут резонировать с вашими мыслями и вдохновят на новые размышления.
Совет может показаться простым, но его ценность нельзя недооценивать. Независимо от причины, по которой вы решили зайти в музей / арт-пространство, она достойна внимания. Хотите увидеть масштабные инсталляции, потому что они популярны и выглядят эффектно для фотографий в соцсети? Прекрасно! Это тоже хороший повод для визита.
Свидание с искусством: кратко и целенаправленно
Просторные галереи, бесконечные коридоры музеев... Легко заблудиться в этом океане искусства! Но есть способы превратить ваше посещение в короткое, но насыщенное приключение. Час-два - вполне достаточно, чтобы избежать информационной перегрузки и сохранить свежесть восприятия.
Но как выбрать, что смотреть? Попробуйте задать себе вопрос: «Что я хочу увидеть сегодня?». Может быть, вы жаждете новых впечатлений и готовы окунуться в последние экспозиции? Или же вам хочется вновь встретиться со старыми любимыми произведениями, которые когда-то оставили след в вашей душе?
Этот выбор исключительно ваш. Нет правильного или неправильного способа посещать музей. Главное следовать своим интересам и настроениям. Помните, искусство - это не экзамен, а путешествие, полное открытий и эмоций.
Внимательно посмотрите на картину
Перед вами произведение искусства, которое привлекло ваше внимание. Что делать дальше? Давайте разберемся вместе.
Шаг 1: Внимание к деталям
Подойдите ближе. Обратите внимание на текстуру, движение линий и другие детали. Эти мелочи создают уникальную атмосферу произведения и помогают лучше понять замысел автора. Так вы сможете оценить настоящие особенности произведения, недоступные на экране компьютера.
Шаг 2: Общий взгляд
Теперь отступите назад. Встаньте в центре зала и осмотрите общую композицию. Что происходит на работе? Если есть фигуры, то как они расположены? Какие взаимоотношения между ними? Задавайте себе вопросы: «Как связаны части произведения между собой?»
Шаг 3: Взгляд под другим углом
Попробуйте взглянуть на произведение под углом. Например, знаменитые «Послы» Гольбейна скрывает анаморфное изображение черепа, символизирующее бренность бытия. Стоит потратить время, чтобы разглядеть подобные сюрпризы.
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533
Шаг 4: Процесс и объем
Хотите почувствовать себя автором? Попробуйте представить процесс создания картины. Если перед вами трехмерный объект, попробуйте сопоставить масштаб со своим телом. Если картина - попробуйте взглядом обвести привлекающие внимание контуры и фигуры. Это помогает «почувствовать» процесс создания произведения изнутри.
Шаг 5: Глубокий смысл
Наконец, подумайте о том, что символизирует данное произведение для вас, и какие общепринятые трактовки вам известны.
Искусство как интерактивное приключение
Часто ли вы ловили себя на мысли, бродя по залам музея или галереи: «Что это вообще значит?». Аудиогиды и пояснения к экспозициям иногда проливают свет на историю произведения, но редко дают ключ к настоящему пониманию. Дело в том, что для глубокого погружения в искусство недостаточно просто смотреть на его физическую форму.
Истинный смысл произведения рождается из трех составляющих: самого произведения, намерений художника и реакции зрителя. Именно вклад зрителя придает произведению ту глубину, которая выходит за рамки изначального замысла автора. Поэтому не стоит бояться «неправильно» воспринять искусство - тут нет правил, только идеи, которые можно развивать и направлять.
Если рассматривать поход в музей или галерею как активный процесс взаимодействия, а не пассивного созерцания, это поможет наладить более глубокие отношения с искусством. Современные исследования показывают, что в среднем мы уделяем каждому произведению всего 27 секунд. Попробуйте остановиться перед парой-тройкой работ и посвятить им хотя бы вдвое больше времени - и, уверена, результат вас порадует.
Итак, искусство - это не застывший объект, а живой процесс, в котором участвуют и художник, и зритель. Вместо того чтобы пытаться разгадать загадку, вступите в диалог с произведением, привнося в него свои чувства и воспоминания. Возможно, тогда вы откроете для себя новый, неожиданный смысл.
Будьте открыты к дискомфорту
Искусство помогает нам осмысливать реальность, так что может вызывать необычные и порой некомфортные чувства. Работы некоторых современных авторов могут вызывать широкий спектр эмоций - от смеха до стыда.
Именно этот дискомфорт может стать препятствием для восприятия искусства. Однако изучение искусства - это также и обучение чувствам, и когда оно пробуждает в нас эмоции, которые мы обычно избегаем, это может показаться трудным. Но именно через борьбу с этими эмоциями мы начинаем по-настоящему понимать искусство.
Будьте непредвзяты
Когда вы ступаете в залы художественного музея, забудьте обо всех предубеждениях: подходите к каждому экспонату без заранее сформированных ожиданий.
Представьте, что каждое произведение - это загадка, ожидающая своего раскрытия. Некоторые работы поразят вас своей глубиной, другие оставят равнодушными. Возьмем, к примеру, знаменитую Мона Лизу. Многие посетители ожидают увидеть нечто грандиозное, но оказываются слегка разочарованными ее скромными размерами. Но разве это лишает шедевр Леонардо да Винчи его магнетизма?
Искусство способно глубоко воздействовать на наше сознание. Исследования показывают, что созерцание картин, особенно пейзажей и морских сцен, снижает уровень стресса. А когда мы смотрим на великолепное произведение, кровь приливает к мозгу на целых 10% - словно мы видим лицо любимого человека.
Позвольте искусству стать проводником ваших собственных эмоций
Даже если замысел художника отличается от вашего восприятия, найдите в нем отражение собственной души. Возьмите, к примеру, простой элемент на картине - цвет, узор или цветок. Этот маленький штрих способен пробудить в вас воспоминания, скрытые в глубине сознания, подобно тому, как аромат жасмина возвращает в лето на даче, когда каждый день был наполнен солнечными лучами и беззаботными играми.
Соединение произведения искусства с личными воспоминаниями и опытом позволяет по-новому взглянуть на него. Если выйти за пределы поверхностных реакций вроде «хорошая картина» или «плохая картина», просмотр искусства становится гораздо интереснее. Для многих искусство - средство катарсиса: видеть отражение собственного опыта в произведениях искусства это не только способ глубже прочувствовать произведение, но и возможность отрефлексировать свои личные переживания.
Осознайте также, как ваш текущий эмоциональный фон влияет на восприятие. Недавно пережитый разрыв, новая работа или радостное событие, такое как свадьба, могут придать новым оттенкам ваши впечатления от произведения. Все ваши текущие переживания накладывают отпечаток на то, как вы видите и чувствуете искусство.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал
«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
•
Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства
•
4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
•
Рене Магритт: мастер загадок на холсте
•
Музы и модели: таксы в искусстве