Публицистика на закате страны СССР

Sep 18, 2014 17:31

Через 70 лет после начала большевистского "эксперимента":

"Как получилось, что просторнейшая на свете, богатейшая, освобождённая и провозглашенная общенародной земля раздирается ведомственным своекорыстием, и чем дальше - тем сильнее и определённее; почему скудеют и деградируют некогда богатые земли, а волшебница химия не столько помогает земле, сколько ускоряет её болезни, почему могучая экономика, постоянно наращивая свой космический потенциал, похоже, не делает нас ни богаче, ни здоровее, ни культурнее, ни счастливее?

Ещё недавно эти вопросы нельзя было вслух произнести, чтобы не привлечь к себе недоброго внимания, тем более - искать на них непредусмотренных ответов.

Жестокие и всеохватные цензурные инструкции стерегли (да и теперь стерегут) интересы ведомственных, государственных и партийных аппаратов (именно так, технично называют у нас структуры реальной власти). Цель всех до сих пор не снятых ограничений - не столько сохранение тайн, сколько сохранение у людей и общества отрывочного, хаотичного, фасеточного, мушиного зрения и сознания.

Строжайше запрещались у нас к публикации так называемые "обобщающие сведения" по любым вопросам, по сколько-нибудь крупным регионам на всякий сколько-нибудь длительный период. Запрещались к публикованию "обобщающие сведения" о состоянии природной среды, загрязнению воды и воздуха, о масштабе лесных пожаров, землетрясениях и наводнениях, о болезнях и смертях, производственном травматизме и автомобильных авариях, авиационных катастрофах и даже об урожайности зерновых (да, с 1982 по 1986 год наши статистические сборники, изрядно похудев, хранили тайну о посевах и урожаях зерновых культур)."

В.А. Ярошенко в книге "Экспедиция "Живая вода", 1989 г. (с.491)

1980+, история

Previous post Next post
Up