(Артос с Печатью.)
"Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании Ссвященным Миром частей тела подаются Дары Святого Духа.
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.
Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России Миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
Также совершается это Таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения.
В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делают возможным участие в других Таинствах.
Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы - «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу: «Да крестится каждый из вас <…> и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 38). В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному. Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа, которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5; 22-25).
Все Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.
История установления Таинства и развитие его чинопоследования.
Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме - через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса. Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры."
+++
Благовонное миро,является видимым вещественным символом Благодати Духа Святаго.
Святое Миро употребляется:
1) при Таинстве Миропомазания;
2) при Освящении вновь устроеннаго храма, для помазания Антиминса, Престола и стен.
3) при торжественном венчании царей на царство.
"Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и по молитве помазýет крестившагося святым миром, творя Креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах при этом глаголя:
"Печать дара Духа Святаго. Аминь"
Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.
Эта «Печать дара Духа Святаго» сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожéния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.
Св. Кирилл Иерусалимский описывает цели миропомазания в таких словах: «Вы помазаны на челе, чтобы "открытым лицом" взирать на славу Господню и преображаться "в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3; 18). Помазанием на ушесах вы получаете ухо для слышания Божественных Таин, о которых сказал пророк Исаия: "Он пробуждает ухо мое, чтобы Я слушал..." (Ис. 50; 4). Помазание ноздрей вводит человека в единство с божественным благоуханием Мира, чтобы он мог со всеми верными сказать: "Мы Христово благоухание Богу в спасаемых" (2 Кор. 2; 15). И, наконец, помазание груди облекает участника таинства "в броню праведности", чтобы он "молился во всякое время Духом и старался о сем... со всяким постоянством"(Еф. 6; 14,18)"
Освящена Обитель Духа Святаго.Миропомазание это установка печатей Благодати.Храните их!
В Таинстве Миропомазания помазуются основные части тела,как части постоянно участвующие в осуществлении жизнедеятельности.
Первым помазуется лоб на челе,-так освящается хранилище разума.Может ли теперь разум мыслить злое против Бога и ближних,оскверняя хранилище сорвав Божественную Печать Духа Святаго?
Затем помазуются входы в хранилище разума:очи,ноздри,уши.Можно ли теперь впускать в эти входы что-попало осквернять хранилище,позволяя срывать Божественные печати?
Помазуется парадный вход и выход храма Духа Святаго-уста,чем возлагается почётнейшее первое и главное призвание принимать в себя Архиерея Самого Господа Иисуса Христа,в Таинстве Евхаристии.Благовествовать Слово Божие,прославлять Его в пениих Духовных.Утешать страждущих в скорбех и радоваться с радующимися.Могут ли осящённые уста глаголать хулу на Бога и ближних,а также принимать в себя всякую скверну срывая Божественные печати?
И наконец помазуются грудь,руки и ноги.
Грудь-хранилище сердца,в котором обитает Душа.Именно из сердца,от обитающего в нём главнокомандующего,наделённого свободной волей-Души посылаются призывы разуму к добру или злу,по Слову Спасителя:"Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека. От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека".(Евангелие от Матфея,гл.15).Главнокомандущий-Душа очень подвержен внешнему влиянию сил, бесплотных-вестников:светлых Духов Божиих Ангелов,и тёмных Духов сатаны-демонов.Они посылают свои сигналы Душе посредством внушения мыслей,и Душа призвана принимать решения посредством освящённого разума.Может ли Душа принимать в себя невещественные мысли и посылы духов злобы,срывая Божественную печать с груди? Может ли давать команды рукам и ногам на цели непотребные? Могут ли руки,запечатленные печатью Духа Святаго протягиваться на дела злые и лукавые? Могут ли ноги срывая Божественные печати,нести храм Духа Святаго в места скверные и находящиеся в ведомстве врага рода человеческого?
Всё-таки-сорвавшим печати,рекомендован полный рапорт,подаваемый в Таинстве Покаяния и сердечное ходатайство ко Владыке Христу о восстановлении.
+Аминь.