О празднике Благовещения Пресвятой Богородицы.

Apr 07, 2013 18:41



Вдохновил: diak_kuraev в Отвращение Бога к человеку?

"Это из сегодняшней молитвы акафиста Благовещению - "Тобою, пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком".

Еще необычное из этой молитвы: "ты, Дево, свободою Христовою естество женское почтила еси". Такие обороты пробуждают древние споры. Что такое "природа"? Что такое "общее" и "частное"? Напомню, что в догматическом богословии естество=природа=сущность=усиа=фюсис. Если кроме человеческой природы в нас есть еще иные естества - все становится слишком запутанным. Если есть женская природа, то есть и мужская. Природа стариков и естество детей. Есть преложение из младенческого естества в взрослую природу. Для всякой человеческой общности придется искать природу. Природа русскости и природа евреев. Естество юристов и природа воинов...

Но главное - сегодня Благовещение.

На Благовещение
- птичка гнезда не вьет
- девица косу не плетет
- мужики лыка не вяжут."
_____________________________________
***
"Ты, Дево, свободою Христовою естество женское почтила еси."
"Когда - по свидетельству предания - исполнилось Пречистой Деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания  Ея во храме, священники объявили Ей, чтобы Она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселившись в дом Свой, подобно другим девам Ея возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала Ему обет сохранить навсегда Свое девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила Ее изменить этому обету и вступить в брачное  состояние. Такое твердое и положительное объявление Девы поразило удивлением первосвященника и священников. Новость обета и небывалый поступок среди дев Израильских, равно как и неприкосновенность клятвы (сохранявшей за собой силу закона: «человек аще обещает обет Господу, да сотворит») - поставили их в затруднительное положение. Они не могли ни уничтожить закона относительно обета, ни принудить Деву Марию нарушить его; а вместе с тем не могли  и дозволить Ей исполнить этот обет, равно как и остаться в храме, по неимению прежних примеров. Они составили между собою совет, на котором, в явном колебании, делали разныя предположения и потом отменяли их: хотели не пускать Ее более в храм за вторую завесу, а межде тем не смели решиться и обручить Ее кому-либо, как обещавшуюся уже Богу; боялись и прогневать Бога и не знали, как приличнее устроить Ея девическую жизнь. И сколько ни думали, а все приходили к одной из двух необходимостей: или принудить Ее выйти замуж, или дозволить Ей, и по достижении совершеннолетия, оставаться при храме. Но и то и другое, в то же время, считали за явное нарушение закона, а потому за великий грех. Недоумениям их не было конца и совет их не мог остановиться ни на каком определении. Священники, видя, что совет их не имеет окончательного исхода, положили испросить разрешения недоумениям своим у Бога. Собравшись пред Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли Его. После этой молитвы, первосвященник, облекшись в св. одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: «Захария! собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ея».

Захария, объявив священникам о повелении Господа, послал глашатаев во все концы земли Израильской, для приглашения мужей в Иерусалим. Вместе с тем наступил установленный Маккавеями праздник обновления храма, на который отовсюду стекалось множество народа; в этот раз, среди других, пришли и мужи из рода Давидова. Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: «Господи Боже! яви мужа достойнаго обручиться с Девою»! внес жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, ожидавшему с нетерпением избавления Израилева, - родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделю Иосифу, - расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «приими к себе в соблюдение Деву». Но когда Иосиф стал- было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей, что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он боится сделаться посмешищем сынов Израилевых; то Захария сказал ему: «убойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону  и Корею: как разверзлась земля и поглотила их за сопротивление! Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с домом твоим». Иосиф пораженный этими словами, тотчас же изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним. Другие утверждают, что Она весьма опечалилась этим  решением священнаго совета и необходимостью оставить храм, но Ей было особое откровение, чтобы Она не сомневалась идти в дом Иосифа, мужа праведнаго, Ея сродника и обручника, который принял Ее из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдене Ея чистоты, и под именем мужа сделался лишь хранителем и служителем девства и высокой святости Ея. Таким образом Промысл Божий устроил все так, что Мария, соединенная с Иосифом, казалась женою мужа, тогда как между ними не было общения брака.

Праведный Иосиф происходил от царскаго рода и был потомком Давида и Соломона. Мать его, имени которой история  не сохранила, была в супружестве за Илием, происшедшим от Давида. По смерти Илия она вступила в брак к Иаковом, который, по существовавшему тогда закону ужичества (родства), должен был возстановить потомство брата своего, умершаго бездетным. От этого брака родился Иосиф и был по естеству сын Иакова, а по  закону сын Илия. С знатностию рода Иосиф не соединил в себе земнаго величия и богатства своих предков, из которых многие были царями и пророками и славились земным величием. Вместо всего этого, он наследовал от лучших из них сокровище добродетелей, правоты  и святости, так что сам Дух Святый нарек его «праведным» и сделал обручником  чистейшей Девы. Из немногих сказаний об Иосифе в Св. Писании очевидна зрелость его характера. Он был весьма тверд в стремлении к святому, решителен, благороден, искренен, скромен, чист, миролюбив, внимателен ко внушениям своей совести и повелениям свыше, а потому удостоился великой чести: ему вверено было служение тайне, которая, быв скрытою от вечности, предназначена была прежде веков к славе верующих. По занятиям своим праведный Иосиф принадлежал к классу простых ремесленников, был древоделем, или - просто говоря - плотником, и снискивал ежедневное пропитание трудами рук своих. До восьмидесятилетняго возраста он жил как простой, но честный и добросовестный труженик, и имел в супружестве Саломию; четыре сына и две дочери произошли от этой благословенной четы.

Какова была супружеская и семейная жизнь Иосифа - об этом ничего не говорит нам ни Св. Писание, ни предание. В Евангелии - повторяем - он называется именем «праведнаго», а это название указывает на целый сонм   добродетелей. Сведения, какия доставляет нам предание относительно прежней жизни Иосифа, заключается лишь в том, что он, по кончине жены своей Саломии, «жил много лет во вдовстве». В этом положении застигло его избрание Промысла Божия, действующаго иногда в мире такими обыкновенными путями, что важности и значения их не замечают не только  те, пред которыми и для которых они совершаются, но даже и те, которые в это время избираются орудиями для приведения их в действие, как это и совершил Господь в настоящем случае.

По обручении в храме, праведный Иосиф недолго оставался в Иерусалиме. Он отправился с Мариею в Галилею, в свой маленький Назарет. Праведный старец ведет Пречистую Обручницу в дом свой, чтобы там оберегать Ее; ведет Ее в бедную семью свою, на обычный труд и незавидную, по человечески говоря, долю, не зная еще, что ожидает их в будущем." (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы.)

"В месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, eмуже имя Назарет, к Деве обрученней мужеви, eмуже имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве, Мариам. И вшед к Ней Ангел, рече: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах. Oна же видевши смутися о словеси eго, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Eй: не бойся Мариам, обрете бо благодать от Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Eму Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Eму Господь Бог престол Давида oтца Eго, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Eго не будет конца. Рече же Мариам ко Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? И отвещав Ангел, рече Eй: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий. И се Eлисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый eсть eй, нарицаемей неплоды. Яко не изнеможет от Бога всяк глагол. Рече же Мариам: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. И отыде от Нея Ангел." (Евангелие от Луки,гл.1)

+++
Пресвятая Дево Мария,услышав Благовестие Архангела Гавриила,была свободна в решении на согласие принять на себя такой Великий Подвиг.
В подражание Ей Новозаветные девы Христовы принимают на себя великий подвиг Девства,вопреки отсутствию родительского благословения,вопреки насмешкам и поношениям людей семейных,живущих по плоти,зачастую НЕПОНИМАЮЩИХ ценности подвига Девства,и видящих наибольшую ценность преимущественно в рождении детей,как первого предназначения женского пола,упрекающих ветхозаветной заповедью: "Плодитесь и размножайтесь."(Бытие). Им порой просто не вместить,что существует высшее предназначение человека Нового завета,по его свободному выбору жить по Духу,но не по плоти,что составляет наивысшую радость Духовную,с которой не сравнится радость преходящая,вещественная,плотская.
Previous post Next post
Up