Вдохновил:
diak_kuraev в
Отвращение Бога к человеку? "Это из сегодняшней молитвы акафиста Благовещению - "Тобою, пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком".
Еще необычное из этой молитвы: "ты, Дево, свободою Христовою естество женское почтила еси". Такие обороты пробуждают древние споры. Что такое "природа"? Что такое "общее" и "частное"? Напомню, что в догматическом богословии естество=природа=сущность=усиа=фюсис. Если кроме человеческой природы в нас есть еще иные естества - все становится слишком запутанным. Если есть женская природа, то есть и мужская. Природа стариков и естество детей. Есть преложение из младенческого естества в взрослую природу. Для всякой человеческой общности придется искать природу. Природа русскости и природа евреев. Естество юристов и природа воинов...
Но главное - сегодня Благовещение.
На Благовещение
- птичка гнезда не вьет
- девица косу не плетет
- мужики лыка не вяжут."
_____________________________________
***
"Ты, Дево, свободою Христовою естество женское почтила еси."
"Когда - по свидетельству предания - исполнилось Пречистой Деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ея во храме, священники объявили Ей, чтобы Она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселившись в дом Свой, подобно другим девам Ея возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала Ему обет сохранить навсегда Свое девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила Ее изменить этому обету и вступить в брачное состояние. Такое твердое и положительное объявление Девы поразило удивлением первосвященника и священников. Новость обета и небывалый поступок среди дев Израильских, равно как и неприкосновенность клятвы (сохранявшей за собой силу закона: «человек аще обещает обет Господу, да сотворит») - поставили их в затруднительное положение. Они не могли ни уничтожить закона относительно обета, ни принудить Деву Марию нарушить его; а вместе с тем не могли и дозволить Ей исполнить этот обет, равно как и остаться в храме, по неимению прежних примеров. Они составили между собою совет, на котором, в явном колебании, делали разныя предположения и потом отменяли их: хотели не пускать Ее более в храм за вторую завесу, а межде тем не смели решиться и обручить Ее кому-либо, как обещавшуюся уже Богу; боялись и прогневать Бога и не знали, как приличнее устроить Ея девическую жизнь. И сколько ни думали, а все приходили к одной из двух необходимостей: или принудить Ее выйти замуж, или дозволить Ей, и по достижении совершеннолетия, оставаться при храме. Но и то и другое, в то же время, считали за явное нарушение закона, а потому за великий грех. Недоумениям их не было конца и совет их не мог остановиться ни на каком определении. Священники, видя, что совет их не имеет окончательного исхода, положили испросить разрешения недоумениям своим у Бога. Собравшись пред Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли Его. После этой молитвы, первосвященник, облекшись в св. одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: «Захария! собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ея».
Захария, объявив священникам о повелении Господа, послал глашатаев во все концы земли Израильской, для приглашения мужей в Иерусалим. Вместе с тем наступил установленный Маккавеями праздник обновления храма, на который отовсюду стекалось множество народа; в этот раз, среди других, пришли и мужи из рода Давидова. Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: «Господи Боже! яви мужа достойнаго обручиться с Девою»! внес жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, ожидавшему с нетерпением избавления Израилева, - родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделю Иосифу, - расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «приими к себе в соблюдение Деву». Но когда Иосиф стал- было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей, что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он боится сделаться посмешищем сынов Израилевых; то Захария сказал ему: «убойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась земля и поглотила их за сопротивление! Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с домом твоим». Иосиф пораженный этими словами, тотчас же изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним. Другие утверждают, что Она весьма опечалилась этим решением священнаго совета и необходимостью оставить храм, но Ей было особое откровение, чтобы Она не сомневалась идти в дом Иосифа, мужа праведнаго, Ея сродника и обручника, который принял Ее из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдене Ея чистоты, и под именем мужа сделался лишь хранителем и служителем девства и высокой святости Ея. Таким образом Промысл Божий устроил все так, что Мария, соединенная с Иосифом, казалась женою мужа, тогда как между ними не было общения брака.
Праведный Иосиф происходил от царскаго рода и был потомком Давида и Соломона. Мать его, имени которой история не сохранила, была в супружестве за Илием, происшедшим от Давида. По смерти Илия она вступила в брак к Иаковом, который, по существовавшему тогда закону ужичества (родства), должен был возстановить потомство брата своего, умершаго бездетным. От этого брака родился Иосиф и был по естеству сын Иакова, а по закону сын Илия. С знатностию рода Иосиф не соединил в себе земнаго величия и богатства своих предков, из которых многие были царями и пророками и славились земным величием. Вместо всего этого, он наследовал от лучших из них сокровище добродетелей, правоты и святости, так что сам Дух Святый нарек его «праведным» и сделал обручником чистейшей Девы. Из немногих сказаний об Иосифе в Св. Писании очевидна зрелость его характера. Он был весьма тверд в стремлении к святому, решителен, благороден, искренен, скромен, чист, миролюбив, внимателен ко внушениям своей совести и повелениям свыше, а потому удостоился великой чести: ему вверено было служение тайне, которая, быв скрытою от вечности, предназначена была прежде веков к славе верующих. По занятиям своим праведный Иосиф принадлежал к классу простых ремесленников, был древоделем, или - просто говоря - плотником, и снискивал ежедневное пропитание трудами рук своих. До восьмидесятилетняго возраста он жил как простой, но честный и добросовестный труженик, и имел в супружестве Саломию; четыре сына и две дочери произошли от этой благословенной четы.
Какова была супружеская и семейная жизнь Иосифа - об этом ничего не говорит нам ни Св. Писание, ни предание. В Евангелии - повторяем - он называется именем «праведнаго», а это название указывает на целый сонм добродетелей. Сведения, какия доставляет нам предание относительно прежней жизни Иосифа, заключается лишь в том, что он, по кончине жены своей Саломии, «жил много лет во вдовстве». В этом положении застигло его избрание Промысла Божия, действующаго иногда в мире такими обыкновенными путями, что важности и значения их не замечают не только те, пред которыми и для которых они совершаются, но даже и те, которые в это время избираются орудиями для приведения их в действие, как это и совершил Господь в настоящем случае.
По обручении в храме, праведный Иосиф недолго оставался в Иерусалиме. Он отправился с Мариею в Галилею, в свой маленький Назарет. Праведный старец ведет Пречистую Обручницу в дом свой, чтобы там оберегать Ее; ведет Ее в бедную семью свою, на обычный труд и незавидную, по человечески говоря, долю, не зная еще, что ожидает их в будущем." (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы.)
"В месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, eмуже имя Назарет, к Деве обрученней мужеви, eмуже имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве, Мариам. И вшед к Ней Ангел, рече: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах. Oна же видевши смутися о словеси eго, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Eй: не бойся Мариам, обрете бо благодать от Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Eму Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Eму Господь Бог престол Давида oтца Eго, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Eго не будет конца. Рече же Мариам ко Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? И отвещав Ангел, рече Eй: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий. И се Eлисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый eсть eй, нарицаемей неплоды. Яко не изнеможет от Бога всяк глагол. Рече же Мариам: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. И отыде от Нея Ангел." (Евангелие от Луки,гл.1)
+++
Пресвятая Дево Мария,услышав Благовестие Архангела Гавриила,была свободна в решении на согласие принять на себя такой Великий Подвиг.
В подражание Ей Новозаветные девы Христовы принимают на себя великий подвиг Девства,вопреки отсутствию родительского благословения,вопреки насмешкам и поношениям людей семейных,живущих по плоти,зачастую НЕПОНИМАЮЩИХ ценности подвига Девства,и видящих наибольшую ценность преимущественно в рождении детей,как первого предназначения женского пола,упрекающих ветхозаветной заповедью: "Плодитесь и размножайтесь."(Бытие). Им порой просто не вместить,что существует высшее предназначение человека Нового завета,по его свободному выбору жить по Духу,но не по плоти,что составляет наивысшую радость Духовную,с которой не сравнится радость преходящая,вещественная,плотская.