Целомудрие и благородство - две аксиологические категории, составляющие понятие Честь.

Dec 03, 2012 14:28




"Воля Божия,есть освящение ваше" (1 Фес. 4:3). И чтобы не оставить для нас сомнительным или неясным, что он хотел назвать освящением-праведность ли, или любовь, или смирение, или терпение,-ибо во всех этих добродетелях приобретается святость,-он разъясняет, что, собственно, он хотел назвать святостью: "Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога" (1 Фес. 4:3-5). Чистоту целомудрия Апостол называет честью сосуда (т.е. тела нашего) и святостью. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в бесчестии и нечистоте и бывает чужд святости.
 Продолжая свою речь о чистоте, Апостол далее говорит ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7). И кто отвергает это, сказанное о святости, тот отвергает не человеческую заповедь, а Божию, отвергает Бога, Который назначил сердце наше в жилище Святому Духу Своему (1 Фес 4:8). По толкованию святых Отцов, апостол Павел указывает здесь, что через чистоту целомудрия:"Святой Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). В подтверждение этого в другом Послании он пишет: "старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12:14). Этим наставлением Апостол также ясно показывает, что без чистоты целомудрия, без святости, которую обыкновенно называют непорочностью духа и чистотою тела, вовсе нельзя увидеть Бога. Чтобы еще более уяснить эту мысль, он добавляет: наблюдайте... чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца... как Исав... (Евр. 12:16) (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

"Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием ее""(преп. Исаак Сирин).

"В чистоте, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма". Прекрасно сказано древними подвижниками, что "блуд есть ложь (обман), а целомудрие есть истина и истинное удовольствие" (преп. Нил Синайский).

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает -
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

А.Фет.

Приятность ("сладость") чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать:"чудна дела Твоя, и душа моя знает зело" (Псалом 138:14).
Целомудренный получает постоянное душевное удовольствие от сознания победы над порывами страстей, от увеселения и спокойствия совести, от уважения к самому себе. В страсти же - волнение, неистовство, умоисступление, телесное расслабление, болезни. Удовольствие в страсти кратковременное, а после-угрызения совести, помрачение разума, скорбь, ревность, ссоры, опасения, постоянные неудовольствия, раздражительность и душевное смятение, а при смерти - великая скорбь и тяжесть души (свят. Иоанн Златоуст).
"Чистота усвояет нас Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными" (преп. Иоанн Лествичник). Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела, бесы же, по утверждению некоторых (подвижников), ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. "Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте" (преп. Ефрем Сирин)."Плотяные люди никакой (другой) добродетелью так близко не уподобляются духовным Ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатию целомудрия, посредством которой, еще пребывая на земле, они имеют, по Апостолу, жительство на небесах (Флп. 3:20), которое (после воскресения из мертвых) по отложении плотского тления, согласно обетованию, будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь, в бренной плоти, владеют им" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
Преподобный Ефрем Сирин:
"Итак надобно приобрести любовь от чистого сердца ко всем человекам, особенно же к своим по вере, а к противникам и к людям сластолюбивым холодность, и при холодности сей иметь ведение, целомудрие и мир, потому что Апостол говорит: "рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него в свою его волю" (2-е послание к Тимофею,гл.2 ).
О чистота, гнушающаяся роскошью, негою, телесным изяществом, убранством одежд! О чистота, ненавистница дорогих яств, бегающая пиянства! О чистота, узда для очей, все тело из тьмы приводящая в свет! О чистота, угнетающая и порабощающая плоть, и проникающая взором в небесное! О чистота, родоначальница любви, и житие ангельское! О чистота, у которой сердце чисто, гортань сладостна и лице светло! О чистота, возвысившая боголюбца в земле чуждой, так как искупил он и купивших его! О чистота, дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения! О чистота, неволненная пристань, исполненная мира и устройства! О чистота, радующая сердце приобретшего ее, и окрыляющая душу к небесному! О чистота, порождающая духовную радость, и умерщвляющая печаль! О чистота, отвращающая лукавства, и прилепленная к добру! О чистота, умаляющая страсти, и производящая бесстрастие! О чистота, просвещающая праведных, омрачающая диавола, и быстро текущая к почести вышняго звания о Христе! О чистота, отгоняющая уныние, и внушающая терпение! О чистота, легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, сокрытое в душе христолюбивого человека, которое владеющий им отыщет во время нужды! О чистота, прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не пожигает! О чистота, у которой в руках непреложное богатство, и которая гонит от себя нерадение! О чистота, духовная колесница, которая владеющего ею возводит в высоту! О чистота, упокоевающаяся в душах кротких и смиренных, и производящая Божиих человеков! О чистота, расцветающая как роза, среди души и тела, и весь дом наполняющая благоуханием! О чистота, предшественница и сообитательница Святаго Духа! О чистота, умилостивляющая Бога, достигающая Его обетований, и у всех людей обретающая себе благодать! Ее возлюбили святые; ее возлюбил святый Иоанн Евангелист, и, возлюбив ее, удостоился возлежать на персях Господа славы. О чистота, не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве приобретаешь ты почести. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные рабы Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас. Ему слава во веки! Аминь. "

Святитель Игнатий Брянчанинов:
Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двумысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний: совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога."
_____________________________________________________________

"Чистота-родоначальница любви и ангельского жития.У чистоты чисто сердце,гортань сладостна и лицо светло." Кажется,что эти слова сказаны о великом святом земли русской-преподобном Серафиме Саровском.
"Был уже вечер...Становилось темно. В келье батюшки Серафима вопреки обычаю не горело ни одной свечки перед иконами, не было затеплено ни одной лампады.И я подумал,что это батюшка лампадок-то не зажигает? Забыл, видно?..И вдруг, не успел я это подумать, смотрю: сперва по одной лампадной цепочке, а там и по цепочке другой лампады откуда-то сверху стал, словно ленточкой, обвиваться голубоватенький огонек; обвился змейкой и зажег обе светильни. Я от страху не смел пошевельнуться. А батюшка и гово­рит:"Не убойся, Мишенька! Тому так и должно быть...Это Ангел Господень зажигает лампадки. Вот был бы ты девственник,- и тебе было бы открыто явление Ангела; но ты женат, и потому тебе Ангела видеть не можно."
 По словам преподобного Иоанна Кассиана, признак истинной чистоты внутреннего целомудрия состоит в том, чтобы в бодрственном состоянии не допускать греховного услаждения плотскими чувствами, даже и во сне, в сонных мечтаниях пребывать без страстного движения чувств.Кто стяжал целомудрие,говорит преподобный Исаак Сирин, тот не только борьбою уцеломудривает свой помысл, но уже постоянной чистотой,"истинностью своего сердца уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам".
 Воистину,только перед чистым сердцем отверзаются двери в таинственный духовный мир! Невидимый и неуловимый для других,он предстаёт перед ним как очевидный...
 Сюда,в этот Ангельский мир,исполненный неземной красоты и неизъяснимых чудес,всегда рвалась душа человека,тоскующая по нему,как по своей утерянной Духовной Отчизне.Заветную мечту о возвращении в эту обетованную землю живо и ярко доносит до нас народная проза,в которой можно встретить по-детски наивные,восторженные описания Рая.
 Об утере благоуханного,сияющего мира,где нет раздора,боли и тоски,будет всегда тосковать смертный человек,жаждущий,как блудный сын,вернуться снова в любящие объятия Отца Небесного,который "по велицей милости своей" даст ему,наконец,испить в Раю "ключевой водицы безсмертия".Острое желание долгожданной встречи и рождает в нём жажду чистоты,без которой он,войдя в Царствие Небесное,не сможет вынести сияние совершенного Райского мира."
"Солнце честного девичества".
Previous post Next post
Up