Дом Мельникова и не только

Jun 07, 2015 13:40

Как ни стыдно в этом признаться, о существовании Дома Мельникова я узнал совсем недавно, года три-четыре назад из небольшой новостной заметки на The Village. В той заметке говорилось о скором начале строительства очередного уродливого ТРЦ в непосредственной близости от здания-памятника русского авангарда, что явно не лучшим образом скажется на состоянии дома, и без того пребывавшего в неважном виде. Там же были выложены две фотографии особняка, которые привели меня в восторг: до этого я и не подозревал, что в центре Москвы, в двух шагах от Арбата, существует такой удивительный дом, создателем которого был не какой-нибудь Ле Корбюзье, а отечественный архитектор Константин Мельников. С тех пор я нашёл в Сети кучу информации про это удивительное здание, но приехать и посмотреть на него своими глазами как-то не получалось, тем более, что просто так попасть на территорию дома в то время было затруднительно; относительно свободный доступ туда был открыт только в конце прошлого года.




К сожалению, в последние годы всё, что касается этого уникального дома-мастерской, связано со скандалами: за право наследования 50% дома судятся родственники Константина Мельникова с одной стороны, а с другой, идёт судебный процесс между внучкой Мельникова и столичными властями: Москве принадлежат остальные 50% дома (дом считается филиалом Музея архитектуры им. Щусева). К слову, именно государству завещал здание скончавшийся в 2006 году Виктор Мельников, сын Константина Мельникова, ставший собственником после смерти отца в 1974 году. Судебные процессы отнимают слишком много времени, прежде всего, у дома, что не идёт ему на пользу: пока не определён собственник здания, по закону невозможно выделить государственные средства на реставрацию, которая дому Мельникова очень нужна: на сегодняшний день, его состояние если не критическое, то уж точно неудовлетворительное. После насильственного выселения из дома внучки Мельникова в августе прошлого года, по предварительной записи стали организовываться экскурсии по дому, а на территорию был открыт свободный доступ с 10 до 19 часов. На экскурсию я не записывался (обязательно сделаю это чуть позже), но по территории погулял.




Дом стоит в полумраке, в окружении стен соседних зданий и высоких деревьев. Рядом надолго припаркован Мерс со спущенными колёсами, буквально лежащий на пузе и как будто символизирующий, что время здесь остановилось ещё с 90-х.




В отличие от остальных зданий Кривоарбатского переулка, дом Мельникова стоит не у дороги, а в глубине, можно сказать, во дворе. Вход на территорию преграждает забор с двумя воротами и калиткой. Их состояние, увы, близко к критическому, ничуть не удивлюсь, если он стоит тут лет пятьдесят. Но, конечно, удивительно встретить в 2015 году деревянный забор в самом центре Москвы. Вот вы когда в последний раз такое видели?




Фронтальную часть дома легко рассмотреть через забор. На фасаде крупными буквами написаны имя и фамилия создателя:




Остеклённый фасад - одна из наиболее важных частей здания. Впрочем, в этом доме важна каждая деталь, так было задумано архитектором.




Дом Мельникова уникален не только своим внешним видом, но и датой своего создания: он был построен в период с 1927 по 1929 год, период, когда иметь частный особняк в центре Москвы могли позволить себе лишь власть имущие. Тем не менее, Константин Степанович Мельников получит от этих властей участок в Кривоарбатском переулке и разрешение на строительство собственного дома-мастерской по собственноручно созданному проекту. На тот момент, Мельников был одним из ведущих архитекторов не только в СССР, но и во всём мире; если попытаться сравнить его с современными архитекторами, то на ум сразу приходят такие всемирно известные деятели, как Рем Колхас или Заха Хадид (оба, кстати, члены попечительского совета Дома Мельникова), следовательно, он был востребован и мог позволить себе строительство собственного особняка за свои средства. Кроме того, Мельников был архитектором павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности и создателем первого саркофага для тела Ленина. Видимо, разрешение на строительство особняка - благодарность гениальному архитектору от властей.




Основной идеей для создания собственного дома для Мельникова было совмещение рабочей и жилой зон, так как архитектор не мыслил жизни вдали от семьи. В те годы крайне популярна была концепция "домов-комунн", концепция дома Мельникова отчасти была на неё похожа, поэтому дом был признан экспериментальным. По сути, дом - это два соединенных между собой цилиндрических строения, одно из которых на этаж выше другого. На первом этаже располагалась жилая зона, на втором - гостиная и общая спальня, на третьем - мастерская. Фасадная часть, выходящая на Кривоарбатский переулок - это двухэтажное здание, на крыше которого была устроена терраса, на которой принимались гости и устраивались чаепития (на фото ниже видны перила террасы), а мастерская располагалась во втором здании, повыше.




Вход в дом:










Ещё одна деталь, делающая дом Мельникова узнаваемым - вот такие шестиугольные окна. О том, почему они шестиугольные, я расскажу дальше.




Идём в сторону внутреннего дворика:




А вот и он, совсем небольшой. Видно, что теперь за ним тщательно следят.




До этой части забора, видимо, пока не добрались:




Наверное, для гостей поставили. Хотя не удивлюсь, если на этих стульчиках сидел если не создатель дома, то уж точно его сын.




А теперь оглянемся и посмотрим на дом с обратной стороны:




Шестиугольные оконные проёмы появились благодаря особенностям строения здания: при строительстве была использована особая ажурная технология кирпичной кладки - в результате, образовалось более сотни проёмов, примерно 60 из которых были использованы в качестве окон, а остальные заложены битым кирпичом и строительным мусором, и это ещё одна удивительная особенность дома Мельникова: по свидетельству современников, со сторойки не было вывезено ни одной тачки с мусором. Использование мусора в таком качестве позволяло удешевить строительство, экономя на стройматериалах. Окна получились такими:




Обратите внимание на форму форточек:




Тут мы видим окна всех трёх этажей здания. В одном из центральных окон мы видим свет из фронтальной части дома, и это ещё одна задумка архитектора - солнечный свет как будто пронизывает здание насквозь. Все окна в доме шестиугольные, кроме одного, восьмиугольного. Как назло, я его почему-то не сфотографировал.




Вид на наиболее высокую часть дома. Здание стоит под небольшим наклоном, поэтому сфотографировать его без завала довольно тяжело.




Вид на окна мастерской и на соседнее здание. Константин Степанович творил в этом помещении до момента, пока не подрос его сын Виктор, ставший художником. Тогда старший Мельников перенёс свою мастерскую в гостиную, а сыну уступил помещение на третьем этаже.




Ещё немного деталей...







Видно, что кирпичная кладка современная, видимо, одна из попыток реставрации дома.




Скорее всего, это вытяжка из подвального помещения, в котором находится обогревающий дом калорифер и кладовая.




Оригинальная система слива дождевой воды. На противоположной стене такая же труба:




Возвращаемся к забору. И сам забор, и ворота, держатся на подпорках.







Когда я уже хотел убрать камеру и уйти, ко мне подошёл дежуривший на территории охранник и предложил посомтреть на почтовый ящик, скрытый за калиткой. Я ожидал увидеть обычный железный ящик с надписью "Для писем и газет", которые я ещё успел застать в детстве на многих соседских дачных домах, но оказалось, что и устройство ящика в доме Мельникова было простым, но необычным:




Ящик представляет собой деревянное сооружение с отодвигающейся стеклянной прозрачной стенкой. На фото сверху как раз видно лежащее внизу письмо. Всё гениальное просто, одним словом. А это щель почтового ящика со стороны улицы:




Дом Мельникова произвёл на меня невероятное впечатление, с нетерпением буду ждать момента, когда смогу записаться на экскурсию и увидеть его изнутри. Всем, кому интересно узнать об истории дома последних лет, рекомендую прочитать замечательную статью на "Снобе" авторства Марины Хрусталёвой. По дороге в сторону метро, не мог сдержаться, чтобы не запечатлеть этот вид от Кривоарбатского переулка:




Кроме того, я решил на несколько минут заглянуть в соседний Спасопесковский переулок. Давно хотел туда зайти: ещё когда мы гуляли по Арбату с отцом в детстве, он мне очень нравился, сам не знаю, почему. Может быть, привлекал стоящий тут храм, может, нравились жилые дома, сложно сказать однозначно.













Оказалось, что в жёлтом доме живёт одна моя коллега по работе. Вот такие бывают совпадения:) Дом, кстати, интересный, если будет желание, поищите в Сети его историю.




На этом всё. Спасибо за внимание!

18-135, архитектура, Арбат, 650d, Моя Москва, дом Мельникова, фото, Москва

Previous post Next post
Up