Верстать можно не только по сетке, но и по форме. Текст необязательно должен выстраиваться в модули и равняться по направляющим сетки. Сегодня - о трех способах избавиться от прямоугольника.
1. Текст повторяет форму
Заполняет, обводит или зеркалит ее:
Джон Грей (Jon Gray). Обложка книги «Жутко громко и запредельно близко», 2005
Электронный журнал Everyday Food. Издательство Марты Стюарт, август 2012
Цветок и лист рифмуются с темой номера и штрих-кодом:
Обложка журнала «Курс дела». Дизайн автора, сентябрь 2011
2. Текст ссылается на форму
Подписи можно сверстать по модулю: собрать в блок и отделить от изображений:
Каталог «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011
А можно по форме, то есть поставить рядом с теми изображениями, к которым они относятся. Так труднее для дизайнера, но легче для читателя:
Каталог «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011
Электронный каталог «Икеи», 2014
Каталогуса-2015. Студия Артемия Лебедева
Эдвард Тафти
переверстывает подписи к иллюстрации По форме верстают карты, планы и схемы. У текста нет и не может быть других ориентиров, кроме объектов на самой карте. Близость подписей к объектам важнее, чем выравнивание по условным направляющим:
Фрагмент карты Нью-Йорка Подписи на карте - один из немногих случаев, когда оправдана выключка по правому краю: она усиливает связь между текстом и объектом и помогает избежать возможные разночтения:
Фрагмент схемы Лондонского метро
Карта без карты:
Текстовая карта Южной Америки, 1935
Юрий Гордон. Фрагмент
поэтической карты Петербурга, 2014
3. Текст создает форму (но не прямоугольник)
Хрестоматийный пример - стихотворение из «Алисы в стране чудес», набранное в форме мышиного хвоста:
Сюда же относятся привычные для старопечатных книг косынки на концевых полосах:
Разворот книги Галилео Галилея
Le Operazioni del Compasso Geometrico et Militare. Венеция, 1606
Современные примеры:
Боб Ноорда (Bob Noorda). Реклама Pirelli, 1959
Шин Докхо (Shin Dokho). Плакат Translate into Mother Tongue, 2013
В отличие от «кирпичной» модульной верстки, верстка по форме изобразительна и пластична. Если можно так выразиться, это «верстка без посредников»: от формы к тексту - минуя сетку.
На плакате Розмари Тисси колонка текста, грациозно огибающая желтый круг, знаменует переход от сетки к форме и от модернизма к постмодернизму:
Следуйте форме!