В эфире рубрика
???. Мария спрашивает:
Какие маркеры ставить в списках на русском языке: тире или буллиты?
Вопрос непростой, поэтому начну издалека.
История
До 1990-х годов в русской типографике не было буллитов. Вы не найдете их ни в советских, ни в дореволюционных изданиях. Единственное упоминание символа, похожего на буллит, я нашел у Коломнина в «Кратких сведениях по типографскому делу» (1899). В то время жирную точку использовали как знак умножения и знак дождя (в метеорологии). Впервые «кружок» как возможный маркер списка появляется у Мильчина в «Справочнике издателя и автора» (1998). Мильчин перечисляет его в скобках, после тире, и в книге нигде не ставит, даже в примерах.
В русский набор буллиты пришли прямиком из американского вместе с программами вроде Ворда и Поверпоинта. Интересно, что и для американцев этот знак относительно новый. Слово bullet в значении типографского символа появляется в печати только с 1950-х.*
Главным разносчиком буллитов по всему миру стал Поверпоинт (1987). «По умолчанию у программы были такие настройки, с которыми не ставить буллиты было труднее, чем ставить».* С первой версией Поверпоинта шла шуточная презентация - бизнес-план Христофора Колумба по освоению Нового Света. На семи из одиннадцати слайдов стояли жирные точки:
computerhistory.org Однако буллит не был нововведением Поверпоинта. К моменту выхода программы символ уже активно использовали в «аналоговых» презентациях, выпускавшихся на 35-миллиметровой пленке. Придумывая шаблоны для слайдов, создатели Поверпоинта просто скопировали распространенные в то время приемы и паттерны:
Мы нашли много списков с буллитами, которые стояли отдельно или были объединены с диаграммами в различных вариациях. Большинство текстов представляло собой фразы, маркированные буллитами, а не полные предложения. <…> Примерно на 55% слайдов были списки с буллитами, на 70% - диаграммы и на 35% - одновременно и то, и другое.**
В чем проблема
Буллит ругают за то, что он жирный. Точнее будет сказать, что это единственный жирный символ в кириллице. В некоторых жанрах верстки, например в художественной литературе, сильные текстовые выделения считается дурным тоном. Буллит выбивается из серой ткани набора и иногда даже больше напоминает иконку, чем знак препинания.
С другой стороны, есть жанры, где сильные акценты приветствуются. В журналах и на сайтах буллит может оказаться к месту, особенно если поддержать его другими жирными элементами: заголовком, линейкой или картинкой.
Настоящая проблема в том, что хороших примеров использования буллита в кириллице до сих пор мало. Это значит, что символ еще не адаптировался. Он либо приспособится к новой среде, либо мы просто к нему привыкнем. И на то, и на другое нужно время.
Для меня было открытием, что на Западе у буллита не менее сомнительная репутация, чем в России. Многие типографы его недолюбливают. Тим Харроуэр в «Настольной книге газетного дизайнера»
советует пользоваться пульками «лишь для создания особого эффекта». Марсин Вичари, дизайнер «Медиума», в статье о своих любимых символах
высказывается более экспрессивно: «Get out of here, you stupid fat bullet point. No one invited you».
Как быть
В качестве маркера списка у нас давно используют длинное тире. Для кириллического набора оно привычней, поэтому по умолчанию я советую ставить его:
Если всё-таки нужно сверстать с буллитами, вот несколько способов сделать это красиво:
1. Искусственно уменьшить кружок в полтора-два раза. Так он не будет жирнить. В некоторых шрифтах символ сам по себе небольшой:
2. Сделать буллит цветным или серым. Этот прием тоже работает на похудение:
3. Оставить как есть или даже увеличить, но поддержать другими жирными элементами. Кружок на примере - маркер сноски, а не списка, но принцип тот же самый. Темные пятна, разбросанные по странице, дополняют друг друга и образуют отдельный слой. Это фирменный прием типографики Баухауса:
Из книги Ласло Мохой-Надя «Живопись. Фотография. Кино», 1927
-
* Kathryn A. Neeley, Michael Alley. The Humble History of the "Bullet"
** Robert Gaskins. Sweating Bullets. Notes about Inventing PowerPoint
Рубрика ???
Отправьте свой вопрос на электронный адрес conversive@mail.ru. В теме укажите ??? (три вопросительных знака). Будьте конкретны. По возможности прикрепите картинку.
О чем, например, можно спросить