Консоль Super Nintendo Entertainment System может похвастаться весьма и весьма (и весьма!) длинным списком игр. Аркады, гонки, симуляторы, головоломки - все, что пожелаешь, и в огромных количествах. А начинающий любитель jRPG, внезапно открывший для себя чарующий мир эмуляции, может решить, что попал в рай. Ведь англоговорящему человеку занятий там хватит на месяцы, а владеющему японским - на годы.
Фанат более опытный, однако, сразу же найдет, что на подобный тезис возразить. Ему уже известно, что множество игр в этом жанре - качественных, красивых, длинных и занимательных - на поверку, независимо от платформы, оказываются не более чем пустышками, не представляющими совершенно никакого интереса. Поэтому, чтобы не тратить зря время, разумный игрок наверняка сделает ставку на игры повсеместно известные, и станет проходить всякие Final Fantasy, Megami Tensei и Breath of Fire.
Правильно сделает, конечно. Истоки современных сериалов Square, ATLUS и Capcom достойны пристального внимания. Однако в тени их славы, скорее всего, останутся незамеченными некоторые замечательные игры, которые по оригинальности и увлекательности ничуть не уступают более знаменитым собратьям. О девяти из них я и намерен сегодня понемногу рассказать. Описывать их подробно, подозреваю, нет нужды. Тех, кто никогда не решится в них поиграть, незачем утомлять деталями; тем же, кто отважится запустить их на эмуляторе, хватит и пары абзацев.
Последний из dragon warrior-ов давным-давно ушел из дома на поиски дракона и не вернулся. Много лет спустя его подросший сын решает выяснить, какая же участь постигла отца. Он берет мечи-луки-бумеранги и отправляется в путешествие по подземельям, полным монстров, странных статуй и сокровищ, по пути встречая новых знакомых. Не слишком интересная завязка, согласен. Но прелесть Brain Lord - не фабула, а геймплей.
Традиционный для action-RPG процесс (динамично машем мечом направо и налево, открываем сундуки) сочетается с необходимостью прыгать по платформам, уворачиваться от ловушек и (иногда быстро) решать головоломки на местности. Отсутствие роста уровней протагониста компенсируется регулярной сменой оружия и помощницами-феями, живущими в редких драгоценных камнях. Положим, я такое существо (на скриншоте видно) феей бы ни за что не назвал, но их богатый функционал (от стрельбы файрболлами до медленного восстановления здоровья) оценят все приключенцы.
Еще одна action-RPG с замечательным геймплеем. Непутевый отрок, случайно освободивший древнее зло, вынужден, как единственный дееспособный человек на планете, идти спасать родную деревню и, заодно, весь мир. Масштабы странствий еще как соответствуют заявленной в начале эпичности: некоторые игры целиком уложились бы в одну только первую главу Терранигмы.
Сочная графика, детальные анимации и талантливое использование 7-го режима постоянно радуют глаз. Сложность противников растет незаметно, игрок как раз вовремя успевает научиться по-новому применять уже знакомые приемы. Сюжет, несмотря на первоначальную схематичность, постепенно обрастает интересными деталями (воскрешение континентов, развитие технологий) и неожиданными поворотами, и к финалу приобретает куда большую осмысленность, чем можно было предположить.
Разведение курочек в социальных сетях вызывает здоровый смех людей, знакомых с наработками японских фирм образца 1996 года. И не мудрено. Ведь им доподлинно известно, что значит собственными руками переносить заборы, корчевать пни, выпалывать сорняки, вспахивать землю, покупать семена, сажать рассаду и... все остальное.
Гремучая смесь подробнейшего симулятора фермера с азами RPG - залог успеха этой необычной игры. Ручаюсь, каждый, решивший с ней ознакомиться, обязательно найдет в ней то, что интересно именно ему: кому-то не даст покоя конкурс по случаю праздника урожая, кто-то будет стремиться перестроить свой домик, а некоторым придется по душе возможность жениться и завести ребенка. Правда, нужно учесть, что хороших результатов в Harvest Moon добьются только внимательные и усердные игроки.
Одна из немногих игр Square, не получивших продолжения на консолях следующих поколений, старенькая Live A Live способна впечатлить игрока не меньше, чем «новинки» игрового storytelling-а. Заложенных в нее идей хватило бы на десяток игр, и совершенно не удивительно, что почти все их со временем растащили авторы других проектов. Эта история разбита на семь внешне не связанных друг с другом глав несхожей тематики (от вестерна до sci-fi), которые складываются в единое целое только после того, как игрок - в любом порядке - пройдет их все.
Каждая из частей проиллюстрирована своим собственных художником и отличается от других как протагонистом, так и геймплеем. Герои «доисторической» главы еще не изобрели язык, и в ней нет ни строчки диалога. «Космическая» глава не содержит драк, «современная», наоборот, только из них и состоит, а сюжетная линия ниндзя мало того, что содержит стелс-элементы, так еще и может быть завершена несколькими способами. Для полноты картины добавлю, что еще здесь не обошлось без демонов, ковбоев, кунг-фу и гигантских роботов, но подробности этого интерактивного эксперимента предлагаю исследовать самостоятельно, оно того стоит.
За много-много лет до амбициозного творения Уилла Райта любители видеоигр уже имели шанс заняться отращиванием жабр для выхода на сушу, длинных хвостов для удобства прыганья и острых рогов для бодания недругов. Правда, тогда в их задачи не входило развитие цивилизации мутантов и покорение вселенной. Они всего лишь искали Обетованную Землю под руководством Гайи.
Аркадная RPG о существе, начинающем свой путь милой рыбкой в океане Начала Времен, и по пути превращающемся в не менее милое земноводное и симпатичное млекопитающее, вряд ли может оставить консольщика равнодушным. Смена частей тела обязательно влечет за собой изменения базовых параметров нашего подопечного, а переход из воды на сушу и в воздух обеспечивает разнообразие и врагов, и методов борьбы с ними. Но даже больше, чем стратегия избиения очередного босса, в определенный момент игрока начинает волновать вопрос: а нельзя ли как-нибудь превратиться в человека или хотя бы в русалку...
Жизнь капитана корабля полна захватывающих событий. Жизнь капитана корабля в эпоху Великих Географических Открытий полна ими вдвойне. Только представьте: на глобусе еще достаточно белых пятен, Испания и Португалия соперничают друг с другом, идет колонизация Америки и Африки, - опасное и завораживающее время. Кто в юности, читая учебники по истории вперемешку с авантюрными романами, не мечтал стать отважным пиратом или бесстрашным путешественником-первооткрывателем?
Благодаря конторе KOEI такой шанс есть у каждого. Выбираем персонажа по душе, находим судно и команду, и поднимаем парус! В зависимости от того, какой из 6 героев находится под нашим руководством, придется решать различные задачи. Попытаться победить Испанскую Армаду по приказу Генриха Восьмого, начертить карту всего мира, стать торговцем-богачом или попробовать найти потерянную Атлантиду, выбирать вам. А для достижения цели придется освоить и фехтование, и тактику морских сражений, и затяжные купеческие рейды. Особенно рекомендуется поклонникам Pirates! Сида Мейера.
Многие в 90-е увлекались воспитанием тамагочи, но почему-то далеко не все мечтают взрастить и научить премудростям жизни юного робота. Гейм-дизайнеры из страны восходящего солнца посчитали, что это очень и очень странно, и решили популяризовать подобный вид времяпрепровождения. Для этого, как водится, им пришлось создать очередную уникальную игру.
Ее главный герой, мальчик Пино, на самом деле вовсе и не мальчик, а gijin, особый человекообразный механизм. Цель игрока - стать ему (как выражался Карлсон, который живет на крыше) родной матерью, хвалить его за хорошее поведение, ругать за проступки, и постоянно тренировать для того, чтобы он с честью проходил предлагаемые ему на протяжении 9 этапов испытания. Подвох кроется в том, что, усиливая одни параметры нашего персонажа, мы автоматически понижаем другие. Будет слишком добрым - не сумеет за себя постоять; захочет атаковать все подряд - ни с кем не подружится. Справиться, конечно, можно, но это будет очень даже непросто.
Сейчас все узнают мою самую страшную тайну. Ну и ладно. Да, я смотрел Сейлор Мун. Хуже того, пересматривал. И фанфики читал. You get the idea. Если так случилось, что слова «Я покараю вас во имя луны» и для вас тоже не пустой звук, то гарантирую - вы получите просто невероятное удовольствие от Sailor Moon Another Story. Потому что это не очередной бюджетный файтинг или beat-em-up, пытающийся выехать на популярных персонажах, а полноценная jRPG с продуманной системой умений и хорошим (новым!) сюжетом.
Но у большинства игр по мотиву чего-либо обычно есть большой минус. Присущ он, к сожалению, и этой игре. Сражаться с Королевой Берилл, использовать в бою Мыльный Дождь и восстанавливать Истинное Предназначение интересно только тогда, когда игрок понимает, о чем вообще речь, в противном случае SM:AS для него ничем не будет выделяться из массы подобных проектов.
В какой-то момент даже у заядлого приверженца jRPG серьезно-мрачные герои начинают вызывать тоску, а пафосные речи злодеев набивают оскомину. Самое время включить Earthbound и разрядить атмосферу. Потому что ее необычная графика, оригинальные враги, и правильно выбранное время и место действия (планета Земля, 90-е годы) в совокупности способны вызвать улыбку у любого.
Пародия - нечастый гость в стане японских ролевых игр. Тем более приятно, что выполнена она на отлично: ее авторы готовы посмеяться и над жанровыми клише, и над привычной реальностью. Битвы со злобными нью-эйджевыми хиппи при помощи йо-йо, звонки родителям домой для сохранения, экспресс-доставка предметов в любую точку планеты и поедание целебных пряников - вот лишь некоторые составляющие, из которых складывается это забавное приключение.
Вот, собственно, и все. Если вы дочитали до этого места и еще не заснули, я вас поздравляю. Сделать это мог только Избранный! Таким образом сама Судьба поручает вам великую миссию: скачать по-быстрому эмулятор, какую-нибудь из девяти описанных игр, и немного поспасать вселенную. Ну что вам стоит!
Постскриптум
...для особенных людей, у которых возникли вопросы. Чуете, насколько этот обзор далек от полноты? Во-во. Про части больших франчайзов, также блиставших на SNES, нам (надеюсь) предстоит еще поговорить отдельно.