Мой дед, Василий Леонтьевич Куимов

Feb 19, 2013 20:50


Я решила, что пора записывать все, что я знаю и помню о своих предках. Кое-то вспоминаю сама, намного больше помнит папа - и о своих родителях, и о маминых, спасибо ему. А у меня многое стирается из памяти, то, что надо будет потом рассказать моим детям, чтобы они знали, кто мы и какие мы, и на кого должны равняться. И чтобы гордились, потому что гордость за своих предков дает человеку стержень и внутреннюю силу.
Начну с моего деда по маме, Василия Леонтьевича Куимова.
Родился 7 октября 1924 г. в семье лесника. В Башкирии, название ближайшего населенного пункта я пока не нашла, но еще не все документы просмотрела - найду и исправлю. Был последним ребенком в семье, поздним - его отцу уже исполнилось 60 лет, возраст матери тоже приближался к 60-ти. Назвали именем умершего в детском возрасте брата. Говорят, это на долгую жизнь - так и вышло.
В 12 лет убил первого волка. Волк пришел во двор, коровы, почуяв его, замычали. Отца дома не было, видимо, и никого из взрослых мужчин не было тоже. Дед выстрелил в волка прямо сквозь стекло, чтобы не спугнуть скрипом открываемого окна. До утра не выходили во двор - мать боялась, что волк был не один. Потом приехал отец и отвез убитого волка в райцентр. Волк оказался матерый, зарезавший до того немало скота. На премию за волка купили мешок сахару, мешок крупы и собственное ружье моему деду.
С 13 лет дед уже в одиночку уходил в лес на две недели - охотиться. Мать боялась за него, отец прикрикивал: «Да что с ним в лесу может случиться? Не в город же посылаю!»
Окончил восемь классов и остался помогать отцу в лесу. А в 1942 году в возрасте 17 лет был призван на фронт Покровским райвоенкоматом БашАССР.
Навыки выживания, полученные в лесу, помогали уцелеть на войне. И еще помогала удача. Дед рассказывал, как ему везло. Вот одна такая история: шла по дороге колонна, и в колонне этой была типография. А возле типографии - девчата, а возле девчат - солдаты, помогали, ухаживали. И он был среди них. Отошел в сторону, в лес, цветов девушкам нарвать. А типография наехала на мину, утопленную, более легкая техника проезжала - ничего, но под тяжелой типографией мина взорвалась, и ничего не осталось ни от типографии, ни от девушек, ни от тех, кто был рядом…
В начале службы он был ворошиловским стрелком. На счету деда 13 снайперских выстрелов. Потом… по снайперам же стреляют из минометов. Один из таких выстрелов привел к контузии. После госпиталя деда отправили в артиллерийскую школу.
Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Был командиром орудия. 11 июля 1943 г. в его орудие попал снаряд. Погиб весь расчет. Дед в тот момент стоял чуть поодаль - получал по телефону указания. Он был ранен осколком в бедро и стопу. Успел разорвать рубашку, одной половиной перетянул себе ногу, вторую бросил на куст, чтобы его нашли - и потерял сознание. Очнулся, когда его уже несли в медсанбат.
Провел в госпиталях четыре месяца с лишним. После лечения его признали годным к строевой, но направили на службу более легкую, чем артиллерия, - связистом. Дед считал ее уж слишком легкой и маялся этим.
Весной 1945 года при форсировании большой реки тянул телефонный провод на противоположный берег. Начался ледоход, он разделся, тянул где по льдинам, где вплавь. На том берегу выпил стопку, чтобы согреться. Ему сказали: знаешь, здесь с минуты на минуту такое начнется... сможешь вернуться обратно тем же путем? Вернулся. Военный корреспондент, оказавшийся в тот момент в их части, написал об этом случае заметку в газету «Красная Звезда». После заметки в газете деду дали Орден Красной Звезды.
Вам это ничего не напоминает? «Переправа, переправа, берег левый, берег правый…» Да, с большой вероятностью именно его случай послужил основой для эпизода с переправой в «Василии Тёркине» Твардовского. Когда на заводе, где дед работал после войны, проводились вечера памяти, женщина-организатор специально нашла ту заметку в «Красной Звезде», сверила дату с датой написания книги - по времени все сходилось, это мог быть он. А наверняка знал только автор.
Что я еще знаю - дед участвовал во взятии Кёнигсберга. И здесь же, в Кёнигсберге, встретил Победу.
В семейном архиве я нашла две фотографии 6 на 8 см, отпечатанные, по-видимому, контактным способом. Вот они, победители:



На обороте написано:
Фото. Вакула Андрей К.
Гусев Н.И.
Чечель.
Гончаров Анат. В.
Дворников Ал-др В.
Юдасин З.А.
18 мая 1945 г.
Эльблонг. Пруссия
Здесь указаны шестеро. Седьмой, справа внизу, вприсядку, - мой дед, Василий Куимов.
Вторая фотография:



На обороте:
Сентябрь 1946.
К-п 62. д. Куген.
Куканов Ал-др. Еремеев Анат.
Пономарев Серг. Куимов.

история моей семьи, ВОВ

Previous post Next post
Up