Меня этот вопрос до сих пор волнует. И не слишком ли много "роковых просчетов" у пана Ходаковского было ? (к рядовым бойцам "Востока" , "Оплота" и "Сути времени" эти вопросы не касаются).Ведь был еще один "роковой просчет" Ходаковского. 5 июня «Восток» атаковал КПП «Мариновка» на границе с Россией и попал под огонь украинских сил, потеряв несколько грузовиков и не менее 20 погибших..
И почему сам Ходаковский, когда Стрелков вошел в Донецк, спрятался, забаррикодировавшись на своей базе, ожидая ареста от главкома Стрелкова Игоря Ивановича? Вопросов больше чем ответом по сей день.
Интересно и то, что сам пан Ходаковский водился с "Сутью Времени" и товагишем Кингуряном, который прискакал в Донецк, плюесь слюной и обвиняя Стелкова в сдаче Славянска.
«Стрелков может быть нашим командующим в том случае, если мы являемся составной частью ДНР. Он, как министр обороны. Вы знаете, что мы не входим в состав ДНР, мы входим в состав того сопротивления, под сопротивлением надо понимать общественное движение, которое сформировалось на Донбассе еще до образования ДНР», - сказал Ходаковский в видео-интервью движению сторонников Сергея Кургиняна «Суть Времени». «Кто-то поддерживал образование ДНР, кто-то выступал за единую Украину, но пророссийскую единую Украину и категорически для себя не приемлет вообще сам факт развала Украины. Я, например, не сторонник того, чтобы Украина дробилась», - подчеркнул Ходаковский .
http://nnils.livejournal.com/2041310.html 26 мая 2014г в этот день улетел последний регулярный рейс №504 из Донецкого аэропорта по маршруту Донецк-Киев. Рано утром 26 мая батальон "Восток" под командованием Александра Ходаковского вошел в новый терминал. По замыслу ополченцы должны были взять аэропорт без единого выстрела. Позже эту операцию назовут одной из самых провальных за всю Юго-Восточную компанию. Бывший работник СБУ пан Ходаковский всех уверил, что Кировоградский спецназ не окажет сопротивления и по доброй воле сложит оружие. Что из этого получилось, смотрите в фильме "Донецк Аэропорт. От начала штурма до наших дней. Как это было . Спецрепортаж ДНР. 12 янв. 2015 г.
Click to view
Битва в Донецком аэропорту (30 фото + HD-видео)
https://rusevik.ru/fotolenta/88824-bitva-v-doneckom-aeroportu-30-foto-hd-video.htmlДонецкий аэропорт. Два года миссии «Сути времени» в Донбассе (20 июля 2016 г.)
https://gazeta.eot.su/article/doneckiy-aeroportЛично мне значительнее интереснее почитать комментарии и описание уркаинской стороны - Донецкий аэропорт. Неизвестные подробности: начало.12 февраля 2016 г.
Оборона Донецкого аэропорта на сегодняшний день в украинском медиапространстве без сомнения стала весьма востребованной - регулярно выходят телепередачи, издаются книги. Однако все они как правило посвящены последнему этапу - осень 2014 года - зима 2015 года. В то же время периоду с мая по сентябрь уделено до обидного мало внимания. А эти четыре месяца были не менее насыщенными на события.
Гражданский аэродром в городе Сталино начал функционировать в 1933 году. Однако на протяжении всей советской истории он был унылым и заштатным - самый длинный маршрут пролегал в Старобельск (Луганская область), что в 160 км от аэропорта.
«Второе дыхание» в аэропорт вдохнуло проведение чемпионата Европы по футболу «Евро 2012». Под него была построена новая взлетно - посадочная полоса и терминал с пропускной способностью в 3100 пассажиров в час (потрачено без малого 7 млрд гривен государственных денег, то есть 875 млн долларов, взятых в кредит). Тогда же Донецкий аэропорт получил и собственное имя - в честь известного композитора прошлого века - уроженца Донбасса Сергея Прокофьева.
Однако вложение денег себя на 2014 год еще не оправдало - кроме чартеров Ахметова и компании, десяток авиакомпаний летали в Киев, Москву и на турецкие курорты. В Европу и дальше - только один рейс - на Мюнхен. За 2013 год через ДАП прошли 1100500 пассажиров.
С негативным развитием ситуации весной 2014 года на Донбассе украинское командование приняло решение взять под свой контроль все аэропорты в мятежной зоне. За короткое время на аэродромы Луганск, Донецк, Мариуполь, Северодонецк и Краматорск были переброшены мобильные группы спецназа, которые организовали охрану этих стратегических объектов.
Так, в Донецк из Кировограда через Мелитополь была переброшена сводная группа 3-го полка спецназа. Как вспоминал один из непосредственных участников: «Мы прилетели 7-го апреля именно тем 413-м бортом, который потом был сбит под Луганском. Шестого числа была захвачена Донецкая облгосадминистрация, а на следующий день мы приземлились в аэропорту. По договоренности с администрацией нас не было только в здании нового терминала».
Стоит добавить, что в усиление 70 спецназовцам были приданы 10 бойцов 25-й воздушно-десантной бригады и три зенитные установки ЗУ-23-2, а то, что не был взят под контроль новый терминал было обусловлено тем, что администрация ДАП утверждала, что сил милиции, пограничников, таможни и внутренней безопасности вполне хватит для обеспечения безопасности пассажиров. И да - к тому времени аэропорт жил полноценной жизнью, принимая и отправляя рейсы по расписанию.
Снайперская группа 3-го полка ГУР МО Украины
Как вспоминал впоследствии командир отделения 3-го полка специального назначения, кавалер ордена «За мужество» III степени Юрий Савельев: «Наша задача заключалась в охране аэропорта от возможных атак боевиков. Разместили нас в старом терминале, новый терминал еще продолжал работать. Особых условий у нас не было. Еды и воды не хватало, спали, не раздеваясь, прямо на полу, на плитке. Хотя использовали и «спальники», и карематы, все равно было достаточно холодно. Режим службы тоже не назовешь удачным: сутки стояли на постах, сутки отдыхали».
Тем временем, в Донецке полустихийно стали создаваться вооруженные отряды. Самым крупным из которых к середине мая стал так называемый «Батальон Восток», который возглавлял бывший командир донецкой группы «Альфа» СБУ Александр Ходаковский. Но фактически на тот момент это формирование было малочисленным и поэтому штурмовую группу усилили сводным отрядом российских «добровольцев» (120 человек), который прибыл в Донецк из тренировочного лагеря в Ростовской области в 20-х числах мая. Его костяк составляли ветераны чеченских войн, хотя и просто идеалистов и «адреналиновых туристов» хватало.
Донецкий Аэропорт 26 мая 2014 год. Донецк встечает ополченцев и русских добровольцев. Тогда же были сообщения, что прибыли и чеченцы, но увидев бардак и "роковую ошибку Ходаковского", плюясь и матерясь уехали из ДНР - прим. мое
Click to view
коммент укра под видео: Roman Tkach2 (месяца назад)
"Русские фашистские твари. Мы мирно жили. И майдан тут не при чем. Майдан это был предлог для русских фашистов оттяпать кусок Украины."
План операции по захвату аэропорта в понимании Ходаковского был очень прост - пользуясь личным знакомством с начальником охраны аэропорта (тоже СБУшником) взять под контроль основной терминал и потом измором взять спецназ. По всей видимости, о возможности активного сопротивления в таком достаточно дорогом объекте с непредсказуемыми последствиями речи не шло.
Боевики в аэропорту, 26 мая 2014 г
Примерно в три часа ночи 26 мая передовой отряд боевиков численностью в 80 человек частично занял здание нового терминала. Проход им обеспечил сотрудник департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Управления СБУ в Донецкой области Александр Головура.
Опять таки обратимся к воспоминаниям Савельева: «Когда рассвело, стало отчетливо видно, что терминал занят вооруженными людьми. Вооружены боевики были, насколько можно было увидеть, автоматами и гранатометами. Еще у них был миномет. Были среди них и такие бородатые дядьки с оружием. Потом к терминалу стали подъезжать КамАЗы, на которых прибыла новая, достаточно большая группа боевиков. Они стали таскать из машин в терминал оружие. По всему было видно, что они готовятся к бою. Общая численность боевиков, занявших новый терминал, визуально составляла где-то человек 200 минимум. На самой крыше терминала расположилось около десяти боевиков».
И еще: «Прибыло 4 КАМАЗа с людьми, потом два КАМАЗа вернулись и приехали. Наши наблюдатели все отслеживали. И прибыло еще около 50 легковых автомобилей - люди вылазили даже из багажников».
С 7 часов утра прекратилось обслуживание регулярных рейсов, пассажиры покинули аэропорт.
После доклада на верх украинское командование, осознав, что для удержания аэропорта сил явно недостаточно - приняло решение усилить группу, перебросив вертолетами группу бойцов 8-го полка спецназа и 140-го центра ССО. При этом «кировградцам» была поставлена конкретная задача - тянуть время до прибытия подкрепления и в случае активного противодействия противника - прикрыть вертолеты и десант огнем. Последнее было крайне важно, так как имелась оперативная информация о том, что у противника в наличии есть несколько ПЗРК.
Click to view
Именно поэтому командование отряда спецназа стало вести переговоры с лидерами боевиков, откуда появилась потом и версия сепаратистов о том, что мол с «кировоградцами» была негласная договоренность о сдаче аэропорта, а ее реализации помешали польские и американские наемники (!), которые якобы и спровоцировали обе стороны на огонь.
к слову, зима 2015г. Ополченцы нашли тайник с иностранным оружием и боеприпасами. Ополчение Новороссии.
Click to view
Около 13.00 район аэропорта облетел разведывательный Ан-30, а потом появились два транспортных Ми-8 под прикрытием пары Ми-24. По словам очевидцев практически сразу по ним был осуществлен пуск ракеты ПЗРК со стороны нового терминала (по другим данным - из жилых районов вокруг ДАП), причем вертолет получил повреждения, однако смог сесть и высадить десант. Естественно, что находившиеся в аэропорту снайперы 3-го полка открыли огонь по тем боевикам, которые находились на крыше нового терминала. По их словам были убиты как минимум три стрелка, которые пытались осуществить пуск из единственного ПЗРК. ( в других рассказах два стрелка - прим. мое) Впоследствии пытаясь оправдать свои высокие потери, боевики пустили расхожую сказку, по которой у бойцов «Востока» на вооружении ПЗРК и не было - вернее они были, но с собой на операцию они их не взяли. Это не соответствуют действительности, так как в числе трофеев украинских военных в новом терминале была и туба ПЗРК «Стрела-3».
Завязался упорный бой, причем с терминала боевики почти не стреляли, основной огонь был из близлежащей посадки. Для поддержки зачистки аэропорта командованием было принято неоднозначное решение на применение авиации, хотя было ясно, что без серьезных разрушений в таком случае не обойтись.
Вскоре по «стеклянному» новому терминалу отработал одиночный Су-25 и пара Ми-24, причем экипажи работали достаточно ювелирно - только неуправляемыми ракетами и пушечным огнем. Благодаря четкой координации с крыши боевики были буквально сметены, хотя по утверждению боевиков потерь было немного - двое убитых и несколько раненных.
Один из расстрелянных КАМАзов боевиков
«Потом мы пошли на зачистку терминала. Он был изрядно разбит в ходе боя, полы были усеяны стеклом, из пробитых труб текла вода, кое-где была кровь. Тел боевиков мы там не обнаружили, хотя запах, такой тяжелый, был. На крыше терминала я лично видел вырванные из тела куски мяса - последствия удара с воздуха».
Активная фаза боя продолжалась где-то около двух часов - с 13.00 до 15.00. Однако к этому моменту для деблокирования аэропорта стали собираться вооруженные группы со всего Донецка. Таким образом, в районе ДАПа оказались боевики трех формирований (Бородая, Здрилюка и Пушилина), а также харьковского «Оплота». Координации между ними не было, что в итоге и привело к многочисленным случаям «дружественного огня». Хаоса добавляли и украинские снайперы, которые достаточно эффективно вели огонь с территории аэропорта.
Только к 18:30 было принято решение (вероятно, Ходаковским) об отходе. Однако к тому времени, из четырех КАМАЗов, на которых боевики прибыли, остались только два, поэтому было решено грузиться по максимуму, оставить группу прикрытия (которая потом без потерь отошла по «зеленке) и уезжать в сторону Донецка.
Итог был плачевным для отступавших - два КАМАЗа были расстреляны своими же - боевики подумали, что спецназ решил вместе с аэропортом освободить весь Донецк. В то время в Донецке было очень много журналистов, в основном, российских. Их вызвали для того, чтобы заснять «бескровную сдачу украинского спецназа». Большинство из них знали только, что в аэропорту будет какое-то событие, которое нужно широко осветить, но они не знали деталей.
Здания аэропорта до и после боев
Поэтому поражение батальона «Восток» в виде тел погибших из морга больницы имени Калинина было увековечено на сотнях (если не тысячах) профессиональных фотографий и видеороликов. Такой широкий резонанс впоследствии заставил Ходаковского «на камеру» отправить в Россию груженную под завязку фуру с «грузом 200».
В целом можно отметить, что результате боестолкновения контроль над аэропортом сохранился, при этом сторонники «ДНР» по самым скромным подсчетам потеряли более 50 человек убитыми (наши потери - два легкораненых).
После штурма аэропорт перестал работать по своему прямому назначению - с 3 июня 2014 года Государственная авиационная служба Украины отозвала сертификат эксплуатанта аэропорта. Остававшиеся в аэропорту гражданские самолёты были переведены в другие украинские аэропорты.
Летом 2014 года боевики не предпринимали серьезных попыток штурма, хотя время от времени возникали проблемы со снабжением и вывозом раненых.
Активность боевых действий возросла перед началом российского вторжения в Украину, которое началось 10 августа и в полную силу развернулось утром 24 августа. Последовали предложения сдаться и нерегулярные обстрелы. К тому времени сводный отряд спецназа был усилен частями 93-й мехбригады, 17-й танковой бригады и добровольцами ДУК «Правый сектор».
Мгновения боя
Обстреливать аэропорт из артиллерийских орудий боевики начали 20 августа. Первый серьезный штурм аэропорта прошел в ночь на 1 сентября, одновременно с атакой на аэропорт Луганск. В Луганске наши военные оставили аэродром, вернее, те руины, которые от него остались (более подробно можно прочитать
здесь).
С этого дня для поддержки штурма стали активно применять танки и бронетехника. Руководство сампровозглашенной республики заявляло о попытках штурма 28 сентября, 2, 3 и 6 октября. После чего объявило о взятии аэропорта, что естественно оказалось очень далеко от реальности. Фактически, попытки штурма предпринимались каждый день, начиная с первого сентября.
Территория аэропорта после боев
Где-то в середине сентября такое понятие, как Донецкий аэропорт им. Прокофьева, просто перестало существовать. Началась борьба за «территорию аэропорта»….
http://glavcor.blogspot.ru/2016/02/donetskij-aeroport-neizvestnye-podrobnosti-nachalo.html 29 мая 2014 г.
«Дорога смерти» - по пути к донецкому аэропорту. Так сейчас называется дорога по пути к донецкому аэропорту. Расстояние до аэропорта 500 метров. Украинские военные расстреляли там несколько машин с людьми и «карету» скорой помощи! Огонь открыли только потому, что им не хотели отдавать транспортные средства. В лесополосе лежит убитый человек с опущенными штанами, похоже над ним совершались насильственные действия! Под обстрел на этом участке попала и съёмочная группа корреспондента Максима Киселёва. Корреспондент со съёмочной группой готовили материал для сюжета в районе аэропорта, когда по ним начали стрелять из крупнокалиберного оружия.
Click to view
Уркаинское ТВ 1+1 тоже сняло фильм про Донеукий аэропорт. В начале фильма ряженный в военную форму шоколадный Петрушка рассказывает о ХЕРоичной и уникальной эпопэи. Причем клоун играет голосом и интонацией, что по замыслу пиндоских криэйтров и кураторов, засевших на последних этажах в СБУ , должно повлечь малэнького укропчика и едыноусранця в шок и трепет и заставить обливаться слезами..
Короче этот шоколадный усраинский конфетный барон, у которого руки по уши в крови, БРЕШЕ как сивый мерин
Click to view
Украинские солдаты сдались в плен. Донецкий аэропорт. 21.01.2014 18+ (осторожно мат)
Click to view
А вот как описывают победные реляции уркаиской арии и спецназа очередной киборг - КИРОВОГРАДСКИЙ СЧЁТ: 3-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ПОЛК СПЕЦНАЗА ГУР ГШ УКРАИНЫ .Боевые действия на Донбассе стали настоящим испытанием для всех Вооружённых сил Украины, однако есть части, бойцы которых находились и находятся на линии фронта, начиная с самых первых дней войны.
http://petrimazepa.com/3spn.html
Бойцы 3-го отдельного полка специального назначения (Кировоград) Вооруженных сил УкраиныФото: Макс Смоляр/chigrvk.com
Украинский спецназовец рассказал о подробностях первого боя за Донецкий аэропорт. Бой 26 мая 2014 года в аэропорту Донецка положил начало многомесячной эпопее, в ходе которой украинская армия изо всех сил пыталась его удержать, а боевики «ДНР» захватить. События того дня давно стали мифом для обеих противоборствующих сторон. Если для сепаратистов он стал следствием хаоса, который царил в их рядах, то для украинской армии и общества этот бой до сих пор остается одним из тех, когда силы АТО действовали слаженно и одержали победу практически без потерь.
http://apostrophe.com.ua/article/society/2015-02-11/rukovodstvo-aeroporta-nam-pryamo-zapretilo-poyavlyatsya-v-novom-terminale/1241
Бойцы 3-го отдельного полка специального назначения (Кировоград) Вооруженных сил УкраиныФото: Макс Смоляр/chigrvk.comХЕРои, чо.. и ПОТЕРЬ НЕТ, ну или почти нет, а как же..
24 янв. 2015 г. - Солдатская Правда, выпуск №2 "Зачистка нового терминала ДАП"
Память ВСЕМ погибшим в боях за этот аэропорт. Нет ни у кого больше ненависти и желания оскорбить и унизить оппонента, чем у того кто сам в бою ни разу не был.. - Михаил Полынков.
Click to view
Как уничтожают "киборгов" в аэропорту. Бой снимают "Прапор" и "Хрусталик". Ополчение Новороссии.
https://www.youtube.com/watch?v=6HHSEuk5d9Q 15.01.15. Финальный штурм Донецкого аэропорта' (с комментариями Прапора)
Click to view
Многое мы скоро узнаем , и не только героического про ополчение, ВСУ , мирных жителей и даже руководства ЛДНР, как бывших, так и нынешних . . Пусть время и суд истории все рассудит, как и показание свидетелей.
Да и судить могут те, кто там был и воевал...Ну или кому по долгу службы положено.
Вечна слава и память павшим защитникам Земли Русской.