Привет, дорогие друзья!) Сегодня мы вместе с Пэтом Паттисоном начнем знакомство со схемой рифмовки. Если вы пропустили предыдущую часть курса, она ожидает вас
здесь.
В предыдущих занятиях вы увидели, как количество строк и длина строки могут создавать движение вперед, контраст между секциями песни, просодию, выделять важные идеи. И сейчас мы поговорим о схеме рифмовки. Одна вещь, которую вы, возможно, отметили, как легко количество строк и длина строк взаимодействуют вместе, чтобы создать тот или иной эффект.
Например, создание нестабильности в прехорусе песни Why can't I have you, о которой мы уже говорили. Здесь третья строка короче:
ba-ta-ta ta-ta -ta-ta
ba-ta-ta ta-ta ta-ta
ba-ta-ta ta
И это - последовательность трех строк, которая сама по себе нестабильна и требует продолжения движения, к тому же укороченная третья строка создает еще большую нестабильность, и все это дает гораздо больший толчок вперед.
Сейчас мы увидим, рассматривая схему рифмовки, как рифма может, дополнительно к сочетанию количества и длины строк, помочь создать больше просодии, больше выделить важные идеи, создать больше контраста между секциями песни.
Мы начнем с очень простого использования схемы рифмовки, создадим n зарифмованных строк, которые создадут, своего рода, дорожную карту для вашего уха. Песни, как правило, не видят, их слышат. И рифма - это что-то, что вы не видите, но слышите. Так что схема рифмовки, - это, своего рода, дорожная карта, то, что создает ожидание, что будет дальше, во время движения от строки к строке.
Давайте поговорим о стабильности и нестабильности в терминах схемы рифмовки. Самая стабильная вещь, которая у вас есть - это две одинаковые по длине, зарифмованные строки.
eenie meenie miney moe
catch the tiger by the toe.
Здесь вы не чувствуете необходимости движения вперед. Потому что здесь есть две одинаковые по длине строки и они зарифмованы. Эти строки ощущаются более стабильными, чем:
eenie meenie miney moe
catch the tiger by the foot.
Теперь вы можете увидеть, что акустическая связь между moe и toe добавляет этим двум равным по длине строкам больше сбалансированности, больше стабильности, больше. Две строки - это стабильность. Равные по длине строки - это стабильность. Зарифмованные строки - это еще бОльшая стабильность.
eenie meenie miney moe
catch the tiger by the foot.
Это называется двустишие. - две зарифмованные строки, две равные по длине, зарифмованные строк, фактически.
Так что двустишие, пожалуй является самым стабильным блоком. Он нас останавливает, и если мы продолжаем, мы начинаем новый блок, начинаем снова:
eenie meenie miney moe
catch the tiger by the toe
if he hollers make him pay
fifty dollars every day
Теперь мы имеем последовательность из четырех строк, но эта четырехстрочная последовательность "ломается". Эти четыре строки содержат остановку в середине. Я называю это фрагментацией (дроблением) посередине. Так что на самом деле в этих четырех строках мы получаем две строки плюс две. Две стабильные строки следуют за двумя стабильными строками. Это танец количества строк, длины строк и схемы рифмовки дает нам полную остановку в конце этих четырех строк и, на самом деле, дает полную остановку после первых двух строк и затем другую полную остановку после следующей пары строк.
Написание текста песни из двустиший, определенно, возможно. Но одна из особенностей песни из двустиший в том, что двустишия останавливают вас каждые две строки. Если в вашей песне после двустишия следует двустишие, затем двустишие - безжалостный марш двустиший, вам приходится останавливаться после каждой пары строк, песня находится в опасности быть слишком раздробленной и будет восприниматься, как слишком длинная, затянутая. Двустишия - это вещь, которую вы можете использовать, но я думаю, возможно не использовать его для построения песни целиком.
Давайте рассмотрим другой пример:
Mary had a little lamb, (6 гласных звуков)
Fleese was white as snow (5 гласных звуков)
Everуwhere that Mary went (6 гласных звуков)
Lamb was sure to go. (5 гласных звуков)
Эта последовательность из четырех строк, в которой есть первая длинная строка, вторая строка - короткая, третья - длинная, четвертая - короткая. Причем две длинные строки совпадают по длине и две короткие строки совпадают по длине. Это другой вид действительно стабильной последовательности. Конечно же, вы можете даже рифмовать первую и третью строки и создать схему рифмовки, по которой первая и третья строки зарифмованы, и вторая с четвертой зарифмованы.
С точки зрения записи рифмы, давайте называть каждый новый зарифмованный звук, который мы имеем, буквами латинского алфавита.
Итак:
eenie meenie miney moe
catch the tiger by the toe
if he hollers make him pay
fifty dollars every day
Здесь рифмуются слова:
moe (a)
toe (a)
pay (b)
day (b)
Будем записывать их как a a b b. Отметьте, что такая запись: a a b b может также описывать длины строк: значит, что длины строк, которые обозначены одной буквой, например "a", совпадают и не совпадают с длинами строк, которые обозначены другой буквой, например "b".
А в строках:
Mary had a little lamb,
Fleese was white as snow
Everуwhere that Mary went
Lamb was sure to go
давайте использовать букву "x" для строк которые не зарифмованы. Тогда этот пример можно записать как: x a x a. Будем использовать такую запись в дальнейшем.
Итак, мы рассмотрели две очень стабильные схемы рифмовки. Давайте теперь рассмотрим нестабильные схемы рифмовки.
И тут нас ожидает сюрприз:
Mary had a little lamb,
Fleese was white as snow
Everуwhere that Mary went
She sold the fleese to pay the rent.
В четвертой строке мы ожидаем рифмы к слову snow, потому что вторая строка короче. Но когда мы получаем четвертую строку, нас ждут две неожиданности:
1) строка длиннее, чем мы ожидали
2) она рифмуется с третьей строкой.
Схема: x x a a. Фактически, мы были обмануты, ожидая рифму для snow и получив рифму к третьей строке. Мы можем назвать это обманчивой каденцией (Каденция - в поэзии: окончание любого раздела стихотворения, место стихораздела). Конечно, эта последовательность строк нестабильна, но также здесь "включается большая подсветка" на последнюю строку, выделяется четвертая строка.
Продолжение - на следующем занятии.