Привет, дорогие друзья! Вот и пришло время познакомиться с главным правилом создания песни. В этой части занятия Пэт Паттисон расскажет, что же такое "просодия". Если вы пропустили предыдущую часть, она -
здесь.
Как я говорил ранее, в песнетворчестве нет правил, есть только инструменты, которые вы можете использовать. И мы продолжим изучение этих инструментов. Но я также говорил, что все-таки есть одно правило. И это правило - просодия.
Просодия - это когда все элементы песни поддерживают основную идею, все элементы оправданы, выражают основные эмоции, центральную задачу песни. Первым понятие просодии ввел Аристотель в своей Поэтике. Он сказал, что каждая великая работа в искусстве имеет одну и ту же характеристику. Он назвал эту характеристику - "единством", когда все друг с другом сочетается, все сходится в одно, все служит одной идее. Единство, просодия - это одно и тоже.
Все вещи работают, чтобы выразить главную идею. Вы можете считать, что это правило, но на самом деле, это просто общее ощущение. Почему вы хотите поместить что-то в вашу песню, что не должно там быть? Это не помогает выразить нужные эмоции. Песня должна выражать эмоции, должна выражать одну идею. Одно главное сообщение, которое песня должна нести.
Итак, понятие просодии, когда все сочетается друг с другом гармонично, чтобы выразить главную идею песни - и есть общее правило, не только в песнетворчестве, но и в производстве фильмов, в живописи, хореографии, поэзии и т. д. В любое время в вашем творчестве концепция просодии работает. Она все охватывает.
Я считаю, что самым эффективным средством выразить просодию являются два термина:"стабильность" и "нестабильность". Это довольно широкая кисть, но она охватывает все. С какой идеей вы имеете дело? Она стабильная (решительная, непоколебимая, звучит как факт) или нестабильная(нерешительная, колеблющаяся, звучит, как будто что-то было потеряно)?
Вы будете использовать все ваши инструменты для создания песни ( о которых мы еще поговорим), чтобы создать именно такое ощущение: либо стабильности и непоколебимости, либо нестабильности, сомнения, нерешительности.
Итак, дайте характеристику все идеям, которые у вас есть: они выражают стабильность или нестабильность? "Я так счастлив, что ты есть в моей жизни" - чувствуется довольно стабильно для меня. "Я хотел бы, чтобы ты была здесь" - стабильно или нестабильно? Вы это можете сказать по моей интонации. Если вы чувствуете тревогу в моем голосе, это нестабильно. Вернемся к выражению "Я так счастлив, что ты есть в моей жизни". Оно тоже может быть сказано с разной интонацией. Оно может быть сказано так, как будто сразу за ним последует "но". И будет ощущение, что я говорю "Я так счастлив, что ты есть в моей жизни, но кое-что плохое произошло..." Мы еще поговорим об интонации более подробно.
"Я закончил свою песню" - можно сказать с разной интонацией стабильно или нестабильно.
Вы знаете, что вы чувствуете, когда хотите выразить вашу идею. Идея может быть стабильной или нестабильной. "Ты - лучше всех!" - стабильно или нестабильно - вы знаете, вы можете ответить.
"Мы можем сделать наш мир совершенным!" "Мы можем сделать наш мир совершенным?"
Существует разные степени ощущения нестабильности. "Я хочу большего от тебя" - ощущается стабильно. "Он двигается дальше.." - ощущается иначе, чем "Я двигаюсь дальше...", или "Он двигается дальше, почему ты не можешь быть со мной?" "Он двигается дальше" - хорошо для него, у него будет отличная жизнь. "Я двигаюсь дальше..."
Так что у вас есть эти разные оттенки ощущений и ваши инструменты: гармония, мелодия, мелодический ритм, гармонический ритм, ваши поэтические инструменты (о которых мы еще поговорим подробнее). Все это поможет вам в написании песни. Но первая вещь, которую вы должны сделать - это ответить на вопрос: "Что я чувствую в этой песне? Стабильность или нестабильность? А в этом куплете - стабильность или нестабильность? А в этой строке? Что я чувствую?" И так вы можете пройтись по всей песне.
Очень необычно, чтобы вся песня была в настроении стабильности, решительности или нестабильности, нерешительности. Обычно в песне эти настроения чередуются. Например, есть куплет "Я был так одинок...(нестабильно) Затем я встретил тебя (стабильно)" или "Я снова одинок (нестабильно) Потому что я встретил тебя(стабильно)". Это очень гибкая вещь.
Однажды вы начнете смотреть на весь процесс создания песни через основную идею просодии, когда все элементы работают вместе, взаимодействуют друг с другом и гармонично сходятся в главную идею. Начинайте оценивать секции вашей песни, строки текста вашей песни - какие они по настроению: стабильные или нестабильные?
В песнетворчестве вы в течение всего процесса делаете выбор. Все искусство заключается в этом: сделать выбор. Сделать обоснованный выбор. Тогда вы не будете зависеть от таких вещей, как вдохновение, или от вещей, которые вы делаете, полагаясь только на интуицию. Пока это придет к вам на интуитивном уровне, вы сможете оценивать: идея, которая у меня появилась, укладывается ли в концепцию единства элементов песни? И эта идея поддерживает ли чувство нестабильности, которое должен давать этот куплет? Когда вы начнете работать таким образом, весь процесс выбора идей станет прозрачным.
Стабильность - когда нужно передать факт, уверенность или сарказм.
Нестабильность - когда нужно передать чувство сожаления.
Язык тела, интонации работают, чтобы выразить чувство стабильности или нестабильности. Но запомните, что они только выражают то, что вы чувствуете. Когда вы слышите идею, что-то щелкнет у вас в голове, и у вас появится чувство, что вы хотите принять эту идею.
Или нет, вы можете просто ответить на вопрос: "что эта идея значит для меня: стабильность или нестабильность?" И тогда почти все вещи обретут новые краски, если вы посмотрите на них через сетку стабильности/нестабильности.