Государство, не принимающее факты

May 31, 2015 18:42

В чем признаки надвигающейся катастрофы?


Несовместимость РФ и значительной части мира, которая в последнее время становится все более явной, вряд ли объяснима своеволием Владимира Путина или патологическими чертами людей, входящих в его ближайшее окружение. На мой взгляд, как политические, так и экономические девиации современной РФ имеют основания, во многом коренящиеся в характере ее общественного сознания - сознания, все более отдаляющегося от любого рационального взгляда на вещи, свойственного большей части успешных наций....

РФ сегодня - это та уникальная страна, в которой факты неспособны никого убедить. В РФ проблемы с рационализмом возникли очень давно... Однако то, что мы наблюдаем сейчас, выглядит совершенно «новаторским» по сравнению с предшествующим оригинальничаньем.

Столкнувшись с необходимостью реформ в 1990-е годы, РФ оказалась в ситуации, когда стоявшие перед ней задачи были во многом ученическими. Экономическую модернизацию, позволившую стране превратиться в современную индустриальную экономику, провели десятки стран - от Бразилии до Вьетнама, от Тайваня до Турции. У нас этого не получилось. Во многом потому, что мы не готовы были признать РФ одним из обычных обществ, которое должно выстраиваться по обычным лекалам. Почему? Я не могу ответить на этот вопрос. Мы слишком большие? Ну тогда посмотрите на Китай. Слишком многообразные? Обратитесь к Бразилии. Были слишком великими в прошлом, чтоб опуститься до копирования? Но имеется пример Турции. Видимо, дело все же в веками накопленной ментальной готовности не обращать внимания на факты, а оперировать в мире доктринерства.

Я утверждаю: одна из главных проблем РФ состоит в том, что менее всего наш интеллектуальный и политический класс готов обращать внимание на очевидные факты и учитывать мнения и утверждения других. В условиях, когда значительная часть тех, кто мог бы нарушить этот порядок, в последние два десятилетия покинула страну, и при стремлении оставшихся представить Россию как уникальную цивилизацию эти пренебрежения полностью определяют социальное сознание современной РФ. Оно готово либо выстраивать мифологемы (и чем меньше они соотносятся с реалиями, тем лучше), либо создавать картины желаемого (опирающиеся на мысли и идеи либо давно отжившие, либо радикально вырванные из контекста).

Почему в РФ сегодня так распространены теории заговоров? На мой взгляд, ответ очевиден - потому что «властителями умов» в стране являются люди, по уровню своего интеллекта неспособные понять, как функционирует современная глобальная экономика или современные структуры политической власти. Хозяйственная глобализация давно создала условия к тому, что цены на основные товары, котировки ценных бумаг и валютные курсы, а также многое другое определяются на основе стихийного взаимодействия мириад экономических субъектов, действующих в режиме реального времени и далеко за пределами контроля их правительств. Образовательный уровень наших «гуру» не позволяет им преодолеть представление о том, что все процессы управляются волей конкретных индивидов и потому они не могут предложить иных теорий, кроме конспирологических. Развитие политических систем давно породило демократические порядки, равно как и сдержки, не позволяющие им переродиться в охлократию, но наши умники не могут поверить в то, что такая система может быть действенной, и потому в любых своих рассуждениях они ищут и будут искать некое «политбюро», в мировом закулисье принимающее все важнейшие решения. Но ни заговорщиков, ни «политбюро» нет, и поэтому прогнозы всегда будут ложными.

Даже если некоторые «исследователи» пытаются подняться несколько выше, проблема носит иной характер. Для РФ «фундаментальность» эквивалентна апелляции к традиции. Поэтому здесь, если нужно кого-то в чем-то убедить, надо обращаться к прошлому. Это пусть президент Барак Обама в своих речах цитирует современных американских и европейских социальных философов - глава рос­сийского государства упоминает только персонажей давно ушедших дней. Пусть со времени, когда писали Хэлфорд Макиндер и Карл Хаусхофер, минул уже целый век - и за это время континентальная экономика сменилась морской, военное дело ушло далеко вперед, а территории превратились из преимущества в проклятие, - мы будем обращаться только к тем давно бессмысленным текстам, которые обоснуют наше стремление владеть евразийским «хартлендом» и омыть ноги в южном океане. Неприятие новаторства - фундаментальная черта любого мифологизированного сознания, и нигде она не проявляется в такой полной и законченной форме, как сейчас в РФ. К сожалению, в мире, где более всего ценятся инновации и их распространение, это сродни приговору, чего, однако, мы так и не поняли и, видимо, с учетом композиции наших интеллектуалов и не поймем.

Повторю еще раз: РФ сегодня - это та уникальная страна, в которой факты не способны никого убедить. Сегодня многие полагают, что выходом из кризиса может стать пресловутое «импортозамещение», и никто не обращает внимания на то, что за последние сто лет ни одна страна, поставившая на этот козырь, не стала успешной; зато такими стали все, кто рискнул ориентироваться не на свой собственный рынок, а выйти на мировой, причем в основном не с нефтью. Часто говорится о том, что Россия должна связать Европу и Азию, совершенно не обращая внимания на то, что транссибирский маршрут имеет транзитные мощности в одну сотую, а северный морской путь - в одну пятитысячную пропускной способности Суэцкого канала. Практически все наши экономические планы и проекты заведомо неосуществимы, так как идут вразрез с экономической же эффективностью, но при этом никто не стремится обратить на эти факты внимания.

Стремление к оригинальничанью вкупе с пренебрежением к фактам делает невозможным «диалог цивилизаций» на уровне социальных элит. Сегодня с российской стороны это проявляется в феноменальном нежелании знать мнения участников глобальных дискуссий практически по любым поводам. Когда в РФ в 2008-2009 годах началась дискуссия о модернизации, большинство ее «ученых» участников не цитировали в своих трудах работ западных исследователей менее чем десятилетней на тот момент давности - ими просто никто не интересовался. Неудивительно, что сегодня в мире наши обществоведы участвуют исключительно в дискуссиях, которые касаются лишь РФ (редкие исключения составляют те, кто в той или иной форме обязан участвовать в жизни международного научного сообщества). Если даже в советский период критика западных концепций велась с позиций их несоответствия Марксову учению, то сегодня на них попросту не обра­щают внимания потому, что кто-то из авторов считается «антироссийским».

Общественное сознание современной РФ невероятно ущербно, и в этом лежит залог надвигающейся катастрофы. Я даже не говорю про то, насколько плотно перемешаны в мозгах наших «интеллектуалов» взаимоисключающие теории и идентичности - я лишь констатирую, что знания у нас полностью заменены мнениями, а изучение фактов - мифотворчеством.

Почему это случилось со страной, долгое время подававшей большие надежды как интеллектуальная нация? Мне кажется, что тут не нужно «умножать сущности сверх необходимости». Ответ прост потому, что он как раз и состоит в простоте. Выдумывать проще, чем исследовать. Верить проще, чем знать. В обществе мифов и веры могут подняться и процвести те, кому в современном мире не на что надеяться. И то, что мы сейчас наблюдаем в РФ, - это своего рода великая инволюция, противоположная тому, что происходило в Европе четыреста - пятьсот лет назад. Общество отторгает рациональность и принимает миф как главную форму саморефлексии. Это уникальный исторический опыт - но опыт, который не принесет социального подъема; напротив, это верный путь прочь от современности, к новому средневековью. А что происходило тогда, когда общества, не вышедшие из примитивных форм, сталкивались с «рационализировавшимися» европейцами, можно прочитать в учебнике истории. Если, конечно, в нашей стране это еще кого-то интересует…

Владислав Иноземцев
Доктор экономических наук,
директор Центра исследований постиндустриального общества
(здесь публикуется с некоторыми сокращениями)

политика, мнение, рф, аналитика, общество, экономика

Previous post Next post
Up