Благодаря Владыке Виталию я занял жизненную позицию, которую отстаиваю по сей день

Jan 01, 2013 02:33


8
Журнал «Голос Эпохи» взял интервью у известного казачьего общественного деятеля и предпринимателя Владимира Петровича Мелихова. Его усилиями создан единственный в России мемориальный комплекс и музей, посвященный Белому Движению. Приводим отрывки из интервью.
8


- Как Вы оцениваете нынешнее положение России, в частности, её духовное состояние?

- Любая оценка - это сравнение оцениваемого с подобным. И очень сложно поставить оценку сегодняшнему положению России. Что взять ориентиром? - каждый из нас, лично, может это сравнение соотносить только с советским периодом нашей жизни. А объективно изучая историю нашего Отечества начала XX века, а также те предания, которые нам остались от наших дедов и бабушек, поживших в то время, можно также с большой степенью правды произвести сравнение и с тем периодом...


У нас в музее размещен стенд, на котором расположены расчетные книжки рабочих и служащих на 1912-1914 гг., рядом висят таблицы того же времени с ценами на продукты питания и товары. В соответствии с данными этих документов, мы сделали сводную таблицу перечня продуктов и товаров, исходя из того, что мог купить рабочий на свою зарплату в 1912 году. И потом этот перечень умножили на цены сегодняшнего дня. Получилось следующее: чтобы он смог купить всё то, что ему удавалось приобрести в 1912 году, сегодня он должен бы получать 47 тысяч рублей; врач - 112 тысяч рублей, а учитель - 108 тысяч рублей. За весь период советской власти и постсоветский период - ни рабочий, ни служащий, ни врач, ни учитель - так и не достигли уровня жизни на 1912 год! Это факт. Но это не главное. Человек не может жить в нищете, затрачивая весь свой ресурс на поиски пути - как выжить ему и его семье. И всё-таки более унизительно для собственного достоинства, совести и души - неравенство, подавляющее твою личность. Неравенство в правах, представляемых возможностях, свободе высказывать свою позицию и т. п. Это неравенство и вызывает агрессию у одних и уныние у других, а в совокупности создает общество несчастных людей, уставших жить, либо не видящих в этой жизни ничего хорошего. Повсеместно стоящие памятники Ленину и прочим упырям, уничтожившим Россию - это не просто какие-то «скульптуры, которые отражают прошедшую эпоху» - это символы, формирующие сознание и последующее поведение. И пока власть, как один из учителей молодежи, не поймет, что эти символы губительны для души человеческой - ничего в ситуации с молодежью не изменится. Вернее - станет еще хуже.

- Вы вносите большой вклад в восстановление и сбережение исторической памяти. Вами созданы два музея в Подольске и станице Еланской. Расскажите, пожалуйста, о них. Когда возникла идея создания подобного мемориала? Что представляет он из себя на сегодняшний день? Как собирается музейная коллекция? Работы каких современных художников представлены в нём?

- Это не идея - это часть моей жизни, органически вплетенная во все те дела, которые мне в жизни приходится делать. Вот только что мы говорили о молодежи, о тех идеалах, которым они должны подражать. И тех вопросах государственной жизни, в которых они должны, на основе этих идеалов, разбираться. В музеях представлены не столько экспонаты и даже не столько история России с постигшими ее бедами периода от 1905 года и до настоящего момента. В них отражен облик людей, сделавших Россию одной из самых благополучных стран на 1914 год; и показано гнилое нутро и деяния тех, кто это благополучие втоптал в грязь, теша собственные амбиции, вожделения и устремленность выстроить свою утопическую и маразматическую модель построения общества, замешанного на ненависти и вражде. Это - рассказ о тех, кто противостоял Злу; как и повествование о том, что из себя представлял насильственно утвержденный строй разрушителей некогда могучей Державы: в чем суть коммунизма и его несбыточных утопий; как русские люди, сохранившиеся за рубежом, сохраняли русский мир на протяжении всей своей жизни и почему этот мир мы не можем воссоздать сегодня у себя на Родине. И главное - что нужно делать, чтобы стать достойными своих предков и передать потомкам не колониальную страну, а Национальную Великую Россию.

В основном все экспозиции музеев - и в Подольске и в Еланской - состоят из документов и предметов, иллюстрирующих фактический срез тех эпох, которые представлены в музеях: в Подольске - с 1905 года по сегодняшний день; в ст. Еланской (так как здесь в большей степени экспозиция посвящена казачеству) - с момента заселения казаками Дона до настоящего времени. Сочетание документов и предметов, свойственных той или иной эпохе помогает более полно и правдиво осмыслить каждую из них в своем развитии и в понимании тех результатов, к которым это развитие привело.

Сама музейная коллекция собиралась на удивление просто. Начав с малого - того, что было мне доступно по личным средствам - в последующем она приобретала все больший размах. Люди, узнававшие о музее и его целях, присылали документы, материалы и экспонаты со всего света. Поэтому экспозиция по Русскому Зарубежью, я думаю, у нас самая полная по сравнению с другими музеями.

Кроме этого, в залах размещено довольно много тематических картин, отражающих тематику конкретных экспозиций. Но особого внимания заслуживает, конечно, же наша портретная галерея Русской Доблести и Чести - где размещены портреты выдающихся деятелей антибольшевицкого сопротивления с 1917 года. Именно они, их жизненный путь, их нравственный облик и совершенный подвиг являются лучшими учителями и наставниками и для молодежи и для всего общества в целом. Эти работы были написаны такими известными в России и за рубежом художниками, как А. Шурыгин, Г. Недовизий, А. Щебуняев и др.

- Кроме музея Вы также известны как восстановитель и строитель храмов РПЦЗ. Насколько мне известно, вас принимал у себя первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов). Расскажите, пожалуйста, о Владыке, о вашем общении с ним.

- Строительством Церкви в честь Донской Иконы Божьей Матери, а затем - первого в России храма Царственных Мучеников я занялся, действительно, под влиянием первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия еще в конце 80-х - начале 90-х годов.

Это было удивительное время, полное надежд, что вот, наступает время осознания допущенных народом ошибок и выстраивание свободного ото всех изъянов общества, где творческая энергия каждого сможет быть реализована.

Но уже тогда, только начав строительство Церкви в честь Донской иконы Божьей Матери, я понял, что подобные настроения не совсем оправданны. Я, конечно, встречался со священниками из МП и очень со многими у меня сложились очень близкие и доверительные отношения, но встреча с пастырем Зарубежной Церкви многое во мне - не то, чтобы перевернула, а заставила взглянуть на мир и свое место в нём иначе. После этой встречи я и начал строительство небольшой церкви, для прихода РПЦЗ, взяв благословение у Митрополита Виталия. С этого завязалась наша с ним личная переписка и с этого момента у меня все больше появлялись проблемы со строительством. Вначале на нас обрушились административные силы, в лице Министерства Культуры Московской Области, которые в своих письмах сообщали, что данное строительство искажает (!?) прилегающую территорию, так как на данной территории никогда не было церквей. Параллельно с этим стали писать подметные письма «наверх» и «ревнители» православия, представляя нас раскольниками и... - пошло-поехало. Комиссия за комиссией, вызовы в прокуратуру и т. п.

В эти годы впервые за все послевоенное время решением Синода РПЦЗ было принято предложение ряда архиереев провести Собор РПЦЗ в Европе (Франция, Леснинский монастырь) - поближе к России. На этот Собор был приглашен и я - для доклада о положении в России приходов РПЦЗ. На этом-то Соборе я впервые и встретился с Митрополитом Виталием, с которым мы уже вели довольно активную переписку. Но в письмах много не напишешь, поэтому вечером после службы в храме мы сели с Владыкой и проговорили с ним практически до утра. Я удивился его ясности ума, чёткости и краткости выражений, а главное - абсолютно ясному пониманию всего того, что происходит в России.

После службы мы вновь встретились с ним и уже поехали в соседний город, так как он ему был близок по его молодым годам до войны. И вновь наш разговор затянулся до самого вечера. Два прошедших дня общения для меня пролетели практически незаметно, но то, что я почерпнул для себя из разговоров с ним, наполнило меня на всю оставшуюся жизнь. Именно после этого я принял решение построить храм в честь Царственных Мучеников, к строительству которого я приступил сразу же по приезду с Собора РПЦЗ. Рядом с храмом, вместе с В. М. Клыковым, мы установили Памятник Царю-Мученику Николаю Второму.

Владыка Митрополит (а он еще помнил свою эвакуацию с Крыма вместе с остатками Русской Армии) - удивительный человек! Возможно, благодаря ему я и смог выдержать все последующие гонения и по постройке этого храма и сегодня - по Мемориалу, и уж точно знаю, что благодаря ему, я занял ту жизненную позицию, которую отстаиваю по сегодняшний день.



По ссылке выше: 22 декабря 2012, № 2954.

наша страна, антибольшевизм, казачество

Previous post Next post
Up